читайте также
Руководители не могут точно предсказывать эволюцию отрасли, изменения в качестве и составе клиентов, в их предпочтениях, в судьбе своей компании, реализации ее потенциала и структуре расходов, в составе конкурентов и их вероятных реакциях. Мы никак не можем предвидеть все изменения.
Чаще всего перед лицом этой проблемы человек предпочитает просто отмахнуться от непосильной задачи: упростить ситуацию, проанализировать все в упрощенном виде и составить план. И чаще всего это не кончается добром, потому что сложность и непредсказуемость реальности уничтожают наши планы быстрее, чем мы их составляем. Другой подход — сдаться, объявить, что ситуация вообще не позволяет принять решение и следовать неверному истолкованию «формирующейся стратегии», этого пугала корпоративных стратегов.
Третий подход — признать сложность и неопределенность, однако не отказываться от решений, ибо это малопродуктивно. Данный подход предлагает стратегию прототипов. Это инструмент, позволяющий постепенно сокращать риски и расходы. Компания создает ряд прототипов, проверяя новые идеи и добывая новые знания. Прототип совершенствуется, снова обкатывается, приобретаются новые знания, снова совершенствуется прототип и так далее, пока идея не будет отработана полностью и наступит черед внедрения.
Так же выстраивается и стратегия. Стратегическая возможность — ряд ответов на пять ключевых стратегических вопросов (к чему мы стремимся, на каком поле играем, как надеемся победить, какие для этого нужны способности и какие требуются системы управления) — это и есть прототип стратегии. Поначалу эту концептуальная стратегия. Стратегия осуществляется как движение от царства концепции к царству конкретики через итерацию (от лат. iteratio — повторяю) прототипов.
Первая итерация заключается в вопросе: какие условия должны быть истинными, чтобы ответы на наши пять ключевых вопросов оказались разумными. Затем проверяются эти ответы, но стратегия пока не осуществляется. Ответы можно затем модифицировать и исправлять.
Читайте материал по теме: Уроки стратегии от нобелевского лауреата по экономике Жана Тироля
Усовершенствованный прототип проверяется снова, снова модифицируется и снова проверяется и т. д. С каждой итерацией мы продвигаемся все дальше в царство действия, то есть ближе к рынку. Аспекты стратегии тестируются в том числе в отношениях с клиентами — так мы с каждой итерацией приобретаем новые знания и оттачиваем стратегию.
Процесс работы с прототипами никогда не останавливается. Получая все новые рыночные данные, данные о своих конкурентах и о собственной компании, вы возобновляете и продолжаете процесс. Лучше так и понимать стратегию: не как заповеди на каменных скрижалях, но как очередной прототип, сверенный с самыми свежими данными рынка. Так она всегда будет синхронизироваться с конкурентной средой.
Читайте по теме: