Стратегия Tesla: пазл сложился | Большие Идеи
Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Стратегия Tesla: пазл сложился

Брайан Халла
Стратегия Tesla: пазл сложился

Сегодня автопром гордится Tesla. Но многие стратегические решения этой компании (тот же завод в Неваде, который производит куда больше аккумуляторов, чем компания в состоянии продать, а уж идея делиться патентами!) до сих кажутся донкихотскими, если не прямо губительными.

Я как бывший владелец Tesla Roadster, ныне обзаведшийся Model S (а также как бывший президент и гендиректор крупной компании, производящей полупроводники), люблю эти машинки, но некоторые решения этой фирмы меня удивили. Недавно на меня снизошло откровение — точнее, я получил электронное письмо. Это была обыкновенная рассылка, но она неожиданно прояснила мне долгосрочную стратегию Tesla. И эта стратегия ошеломляет, потому что полностью может изменить наземный транспорт (если компания Маска сможет осуществить задуманное, Tesla станет одной из самых дорогих корпораций во всем мире).

Сейчас объясню. С самого начала массовой продаже электромобилей мешало четыре крупных препятствия:

  • Ограниченное количество аккумуляторов;
  • Большие расходы времени на зарядку;
  • Необходимость создавать сеть станций подзарядки;
  • Накладная для владельцев перспектива заменять раз в несколько лет изношенный аккумулятор.

Эти четыре проблемы казались непреодолимыми — по крайней мере, в обозримом будущем — и обрекали электромобиль на статус нишевого продукта, рассчитанного на поездки вблизи от дома.

Рассылка, полученная мною от Tesla, звучала очень скромно. Меня вместе с моей Model S приглашали поучаствовать в «пилотной» программе замены аккумуляторов в Харрис Ранч (Калифорния). Стоимость? «Дешевле, чем заправить большой седан». Время: «Три минуты». Но, всмотревшись в это приглашение, я понял (вот когда мозг молнией прошило!), что сейчас действительно все может повернуться в пользу Tesla.

Вспомним несколько стратегических шагов компании:

Тысячи «суперзарядных» станций по всему миру. Главной проблемой с электромобилем было «короткое дыхание» — на перегоне из Сан-Франциско в Лос-Анджелес пришлось бы остановиться на ланч часов этак на 20, пока аккумулятор подзарядится от розетки со 110 вольтами. Суперзарядные станции, размещенные в стратегических точках, позволяют владельцам Tesla заряжать аккумулятор за 30 минут, причем бесплатно — и можно проехать еще 270 км. Однако оставались еще две проблемы: во-первых, вовремя найти следующую станцию, а во-вторых, ждать полчаса, любуясь тем, как другие водители заливают бензин в баки и несутся дальше. Эти полчаса и мешали компании найти новых покупателей, преданными оставались ранние последователи и ярые фанаты.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Минусы отличной работы
Делонг Сара,  Делонг Томас
3D-печать шагает в массы
Ричард Д’Авени