Сильный доллар, слабое мышление | Большие Идеи
Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Сильный доллар, слабое мышление

Роджер Мартин
Сильный доллар, слабое мышление

За последние пятнадцать месяцев американский доллар значительно вырос в цене — со средневзвешенного показателя в 102 пункта в июле 2014 года до нынешних 120 пунктов. В некоторых отношениях это замечательно. Американцы могут покупать зарубежные товары, платя за них почти на двадцать процентов меньше, чем год назад. Тем не менее усиление доллара создает серьезные трудности для американских транснациональных корпораций с развитой деятельностью за пределами Штатов.

Обычно тревогу вызывает тот факт, что высокая стоимость доллара наносит вред конкурентоспособности американских производственных компаний, поскольку по мере укрепления национальной валюты их затраты резко увеличиваются. Однако по-настоящему глобальные компании, расположенные в США, больше не производят товары на экспорт дома, они имеют предприятия по всему миру. А значит, никак нельзя сказать, что рост доллара негативным образом сказывается на их затратах.

Настоящая проблема состоит в том, что выручка от всевозрастающей деятельности за рубежом переводится обратно в американскую валюту, снижая показатели чистой прибыли в долларах. В результате намечается тенденция к понижению стоимости акций, поскольку вместе с уменьшением роста их прибыльности снижаются ожидания дальнейшего роста со стороны акционеров, что, в свою очередь, приводит к падению коэффициента цена/прибыль и, в конечном счете, цен на акции.

В течение всего 2015 года эксперты и аналитики с Уолл-стрит подвергали жесткой критике такие корпорации, как GM, P&G, 3M, Under Armour, KC, Harley Davidson, Omnicom и McDonald’s за вялый рост прибыльности их акций, который был отчасти вызван привязкой зарубежных доходов к курсам валют.

Какую роль иностранные операции должны играть в работе большой транснациональной корпорации? Чтобы понять это, примем к сведению тот факт, что акционеры в настоящее время платят приблизительно в двадцать раз больше за ценные бумаги компаний из рейтинга S&P 500, чем зарабатывают на них. По сути, это означает, что из двадцати вложенных долларов только один доллар инвестируется в текущие доходы, а остальные девятнадцать — в будущие, что предполагает в дальнейшем их существенный рост. Следовательно, деятельность за рубежом должна вносить существенный вклад в долгосрочную перспективу, чтобы оправдать ожидания акционеров о двадцатикратном приросте. Чтобы добиться этого, нужно установить такое присутствие на зарубежных рынках, при котором уровень доходности будет выше стоимости вложенного капитала.

Читайте материал по теме: Александр Аузан. Как вывести экономику из комы

Однако, когда рынок ценных бумаг в пух и прах разносит компании за то положение, которое является следствием укрепления доллара, он тем самым не только не поощряет, но просто-таки подрывает действия корпораций, направленные на получение долгосрочной прибыли от международных операций. Уолл-стрит требует, чтобы американские глобальные компании любой ценой добивались соответствия долларовых доходов от международной деятельности уровню ожиданий акционеров, причем незамедлительно.

Самый простой способ на некоторое время удовлетворить эти запросы — поднять цены в местных валютах, чтобы иностранные доходы (и, как следствие, показатель прибыли на акцию) при переводе в доллары были выше. Этот старый как мир трюк позволяет на короткий срок улучшить прибыльность предприятия. Поднимаем цены — и в краткосрочной перспективе получаем повышенные «надои» с рыночной доли. Любая более или менее успешная фирма может это сделать, потому что, за исключением высококонкурентных рынков, размер прибыли обычно растет быстрее, чем снижается доля рынка. Правда, в итоге присутствие компании на том или ином рынке сокращается, а вернуться к его прежнему объему почти всегда сложнее, чем поддерживать его с самого начала.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Книги
Никольская Вера подготовила