читайте также
Хотим мы того или нет, рынки преобразуют нашу жизнь. Теперь они складываются уже не из торговых сделок, как в старые добрые времена, а из байтов и битов информации, стремительно несущихся по оптоволокну. Новые рынки некоторые именуют платформами, а я зову их «микрорынками» или «микромаркетами»: по мне, так точнее.
Они меняют нашу жизнь, но при этом появляются новые рынки или обостряется конкуренция на старых. Вот каким образом бизнес-лидеры могут обеспечить микрорынкам долгосрочный успех:
Создайте настоящий рынок, а не просто очередную торговую площадку. Торговой площадкой я называю место, где продавцы выставляют свой товар и набивают цену — в общем, базар в самом примитивном понимании этого слова. Настоящий рынок устроен иначе: здесь ценами правит динамика спроса и предложения. Простой и вместе с тем показательный пример — «пиковые тарифы» Uber. Это тоже не совсем рынок, потому что алгоритмы вычисляют цену на основе предусмотренного спроса и предложения. Настоящий рынок сам обеспечивает максимальную эффективность, предлагая покупателю самую низкую цену, а продавцу — максимальный спрос, при этом сводя к минимуму расходы на поиск для всех участников процесса. И в этом-то и заключается суть рынка: эффективность, выгодная для всех.
Создайте не просто рынок, а сеть. Не всегда рынок — то, что нужно. Он отлично работает, когда речь идет о товарах — бобах, бондах, поездке на автомобиле. Но если вы ищете бухгалтера, юриста или врача, ценовая конкуренция не может быть единственным определяющим фактором, поскольку высокопрофессиональные услуги — не товар. Значит, в этих отраслях нужно строить не рынок, а сеть, где участники смогут сопоставить схожие, но не одинаковые услуги по множеству качественных параметров. Сети также могут создавать экономику поиска, не хуже рынков. Но они наиболее эффективны применительно к неоднородному «товару». Таковыми являются как френды в Facebook*, так и сотрудники, найденные через LinkedIn.
Ставьте честность выше краткосрочной прибыли. Микрорынки вдруг вспыхнули как инновационные и затмили всех своим внезапным успехом, но предприниматели склонны злоупотреблять только что обретенным конкурентным преимуществом. Многие современные микрорынки уже готовятся стать завтрашними монополиями. Порой они и ведут себя соответственно: посмотрите на постоянные пиар-промахи Uber. Быть честным по отношению к обеим сторонам микрорынка выгодно: пусть клиенты вас любят, уважают и превозносят, а не видят в вас неизбежное зло, с которым приходится скрепя сердце иметь дело. Иными словами, стройте качественный бренд. Единственное истинное достижение — более живая, процветающая экосистема. Если платформа душит покупателей и поставщиков ради квартальной прибыли, она самой себе подрубает возможности для роста, напрашивается на появление конкурентов и таким образом роет себе могилу — или, как минимум, сеет гнев, недоверие и подрывает собственный потенциал.
Читайте материал по теме: Когда платформы атакуют
Управляйте рисками. Создание процветающего микрорынка не сводится к задаче соединить продавцов с покупателями. Нужно свести к минимуму «социальные риски», сопутствующие общению между незнакомцами. Одно дело купить у анонимного продавца акции, но если к вам в дом приезжают чужие люди, если вы садитесь в машину к незнакомцу, это совсем другое дело. Вот почему инновационность микрорынков заключается не только в том, что они создают новые рынки, а в том, как они управляют рисками. Нужно искать способы свести к минимуму новые риски, которые возникают в этой системе, например, при общении с непроверенными людьми, которые могут оказаться фриками или даже кем похуже (вспомните, например, ваших водителей). Микрорынки должны обеспечивать обе стороны информацией и маркерами качества, которые помогут предотвратить эти риски.
Стройте отношения. Лучший, самый надежный способ минимизировать риск — он же самый древний и простой: ведите бизнес с теми, кому вы доверяете. Например, на TaskRabbit я нашел слесаря и теперь, когда у меня дома засоряется водопровод, я прошу прислать мне Мэза, хотя и мог бы попросить кого-то другого, потому что я уже знаю, что Мэз отличный мастер. Так среди микрорынков самыми преуспевающими станут те, которые смогут обратить себе на пользу естественную динамику социума, чтобы управлять рисками, снижать расходы на поиск и обеспечивать выгодную сделку для всех сторон. И в этом смысле человеческие отношения всегда оказываются эффективнее безликих сделок: они попросту более экономичны.
Не подменяйте подлинное лидерство алгоритмами. В дивном новом мире микрорынков правят алгоритмы: они отдают приказы, отслеживают выполнение заказов, гарантируют доставку, качество, надежность. Но признайте: алгоритм — плохой босс. Уже проступают очевидные линии разлома, водители Uber пытаются организовать профсоюз, мы то и дело слышим всякие ужасы про Airbnb и т. д. Дело не только в том, что микрорынкам пора учиться на ошибках соцсетей и вкладываться в обратную связь (это-то они поняли), а в том, что алгоритмами кто-то должен управлять. Алгоритмами должны управлять люди (помните, жили такие создания когда-то на планете Земля?). Не потому, что алгоритмы ошибаются, а именно потому, что алгоритмы как раз не допускают ошибок.
Читайте материал по теме: Стратегия и ее реализация — это одно и то же
Если алгоритм запрограммирован на математическую эффективность, задача мудрого лидера — понять, в каких случаях нельзя бездумно стремиться к ней. Мы часто думаем, будто алгоритмы смогут заменить живых людей, но нет: с появлением алгоритмов нам еще больше нужны подлинные лидеры. Микрорынкам нужны люди, которые проследят, чтобы алгоритмы не превращались в бездушный механизм, перемалывающий человеческий потенциал, но служили нам лестницей для подъема ввысь.
Вот почему микрорынки нынче по большей части рушатся. Каковы шансы у рабочего из TaskRabbit или у водителя в Uber стать менеджером? При отсутствии социальных лифтов компания не может расти. Да, она сумеет обогатиться — сегодня. А долгосрочный прогноз? Вообще-то в свое время краткосрочную прибыль приносили и работные дома, и детский труд, и семидневная рабочая неделя — но почему-то мы от них избавились.
Люди хотят обретать в работе смысл. Нам нужны лидеры, которые сумеют вдохновить, поднять, развить наш потенциал, и если микрорынки не будут соответствовать этому требованию, то они станут скучным цифровым эквивалентом универмага, а вовсе не великими вестниками новой, динамичной экономики.
* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена