Платформа как подрывной рынок | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Платформа как
подрывной рынок

Хотим мы того или нет, рынки преобразуют нашу жизнь.

Автор: Умар Хак

Платформа как подрывной рынок

читайте также

Книги

Никольская Вера подготовила

Репутация как двигатель карьеры

Кларк Дори

Как распознать звезду?

Мартин Джин,  Шмидт Конрад

Как Google преобразила менеджмент за 10 лет с момента IPO

Уолтер Фрек

Хотим мы того или нет, рынки преобразуют нашу жизнь. Теперь они складываются уже не из торговых сделок, как в старые добрые времена, а из байтов и битов информации, стремительно несущихся по оптоволокну. Новые рынки некоторые именуют платформами, а я зову их «микрорынками» или «микромаркетами»: по мне, так точнее.

Они меняют нашу жизнь, но при этом появляются новые рынки или обостряется конкуренция на старых. Вот каким образом бизнес-лидеры могут обеспечить микрорынкам долгосрочный успех:

Создайте настоящий рынок, а не просто очередную торговую площадку. Торговой площадкой я называю место, где продавцы выставляют свой товар и набивают цену — в общем, базар в самом примитивном понимании этого слова. Настоящий рынок устроен иначе: здесь ценами правит динамика спроса и предложения. Простой и вместе с тем показательный пример — «пиковые тарифы» Uber. Это тоже не совсем рынок, потому что алгоритмы вычисляют цену на основе предусмотренного спроса и предложения. Настоящий рынок сам обеспечивает максимальную эффективность, предлагая покупателю самую низкую цену, а продавцу — максимальный спрос, при этом сводя к минимуму расходы на поиск для всех участников процесса. И в этом-то и заключается суть рынка: эффективность, выгодная для всех.

Создайте не просто рынок, а сеть. Не всегда рынок — то, что нужно. Он отлично работает, когда речь идет о товарах — бобах, бондах, поездке на автомобиле. Но если вы ищете бухгалтера, юриста или врача, ценовая конкуренция не может быть единственным определяющим фактором, поскольку высокопрофессиональные услуги — не товар. Значит, в этих отраслях нужно строить не рынок, а сеть, где участники смогут сопоставить схожие, но не одинаковые услуги по множеству качественных параметров. Сети также могут создавать экономику поиска, не хуже рынков. Но они наиболее эффективны применительно к неоднородному «товару». Таковыми являются как френды в Facebook, так и сотрудники, найденные через LinkedIn.

Ставьте честность выше краткосрочной прибыли. Микрорынки вдруг вспыхнули как инновационные и затмили всех своим внезапным успехом, но предприниматели склонны злоупотреблять только что обретенным конкурентным преимуществом. Многие современные микрорынки уже готовятся стать завтрашними монополиями. Порой они и ведут себя соответственно: посмотрите на постоянные пиар-промахи Uber. Быть честным по отношению к обеим сторонам микрорынка выгодно: пусть клиенты вас любят, уважают и превозносят, а не видят в вас неизбежное зло, с которым приходится скрепя сердце иметь дело. Иными словами, стройте качественный бренд. Единственное истинное достижение — более живая, процветающая экосистема. Если платформа душит покупателей и поставщиков ради квартальной прибыли, она самой себе подрубает возможности для роста, напрашивается на появление конкурентов и таким образом роет себе могилу — или, как минимум, сеет гнев, недоверие и подрывает собственный потенциал.

Читайте материал по теме: Когда платформы атакуют

Управляйте рисками. Создание процветающего микрорынка не сводится к задаче соединить продавцов с покупателями. Нужно свести к минимуму «социальные риски», сопутствующие общению между незнакомцами. Одно дело купить у анонимного продавца акции, но если к вам в дом приезжают чужие люди, если вы садитесь в машину к незнакомцу, это совсем другое дело. Вот почему инновационность микрорынков заключается не только в том, что они создают новые рынки, а в том, как они управляют рисками. Нужно искать способы свести к минимуму новые риски, которые возникают в этой системе, например, при общении с непроверенными людьми, которые могут оказаться фриками или даже кем похуже (вспомните, например, ваших водителей). Микрорынки должны обеспечивать обе стороны информацией и маркерами качества, которые помогут предотвратить эти риски.

Стройте отношения. Лучший, самый надежный способ минимизировать риск — он же самый древний и простой: ведите бизнес с теми, кому вы доверяете. Например, на TaskRabbit я нашел слесаря и теперь, когда у меня дома засоряется водопровод, я прошу прислать мне Мэза, хотя и мог бы попросить кого-то другого, потому что я уже знаю, что Мэз отличный мастер. Так среди микрорынков самыми преуспевающими станут те, которые смогут обратить себе на пользу естественную динамику социума, чтобы управлять рисками, снижать расходы на поиск и обеспечивать выгодную сделку для всех сторон. И в этом смысле человеческие отношения всегда оказываются эффективнее безликих сделок: они попросту более экономичны.

Не подменяйте подлинное лидерство алгоритмами. В дивном новом мире микрорынков правят алгоритмы: они отдают приказы, отслеживают выполнение заказов, гарантируют доставку, качество, надежность. Но признайте: алгоритм — плохой босс. Уже проступают очевидные линии разлома, водители Uber пытаются организовать профсоюз, мы то и дело слышим всякие ужасы про Airbnb и т. д. Дело не только в том, что микрорынкам пора учиться на ошибках соцсетей и вкладываться в обратную связь (это-то они поняли), а в том, что алгоритмами кто-то должен управлять. Алгоритмами должны управлять люди (помните, жили такие создания когда-то на планете Земля?). Не потому, что алгоритмы ошибаются, а именно потому, что алгоритмы как раз не допускают ошибок.

Читайте материал по теме: Стратегия и ее реализация — это одно и то же

Если алгоритм запрограммирован на математическую эффективность, задача мудрого лидера — понять, в каких случаях нельзя бездумно стремиться к ней. Мы часто думаем, будто алгоритмы смогут заменить живых людей, но нет: с появлением алгоритмов нам еще больше нужны подлинные лидеры. Микрорынкам нужны люди, которые проследят, чтобы алгоритмы не превращались в бездушный механизм, перемалывающий человеческий потенциал, но служили нам лестницей для подъема ввысь.

Вот почему микрорынки нынче по большей части рушатся. Каковы шансы у рабочего из TaskRabbit или у водителя в Uber стать менеджером? При отсутствии социальных лифтов компания не может расти. Да, она сумеет обогатиться — сегодня. А долгосрочный прогноз? Вообще-то в свое время краткосрочную прибыль приносили и работные дома, и детский труд, и семидневная рабочая неделя — но почему-то мы от них избавились.

Люди хотят обретать в работе смысл. Нам нужны лидеры, которые сумеют вдохновить, поднять, развить наш потенциал, и если микрорынки не будут соответствовать этому требованию, то они станут скучным цифровым эквивалентом универмага, а вовсе не великими вестниками новой, динамичной экономики.

* деятельность на территории РФ запрещена