Лидеру нужно заботиться о других, но одной заботы недостаточно | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Лидеру нужно заботиться о других, но одной
заботы недостаточно

Как руководить в сложные времена

Авторы: Расмус Хогард , Жаклин Картер , Ник Хобсон

Лидеру нужно заботиться о других, но одной заботы недостаточно
PAULA DANIËLSE/GETTY IMAGES

читайте также

Пережить M&A

Ашкеназ Рон,  Маркс Ли Митчелл,  Мирвис Филип

Когда уходят женщины-руководители, убытки растут

Жаклин Картер,  Марисса Эфтон,  Расмус Хогард

Женская доля: в каких странах и отраслях женщинам тяжело достигнуть карьерных высот

Сара Грин Кармайкл

Как успокоить клиентов в эпоху автоматизации сервисов

Мишель Шелл,  Райан Бьюэлл

Глобальная пандемия, безработица на самом высоком уровне со времен Великой депрессии, общественные беспорядки и политические неурядицы потрясли весь мир от Нью-Йорка и Барселоны до Гонконга. В экономике спад и сокращения. Все происходящее — проверка на прочность для всех нас. Сегодня лидерам на всей планете как никогда необходимо проявлять сострадание и заботу о других.

Сострадание — это доброжелательность и искренняя забота об окружающих. Если лидер обладает способностью к состраданию, это укрепляет связи между людьми и дух сотрудничества, способствует росту доверия и лояльности. Кроме того, результаты исследований показывают, что лидеры, способные сострадать, воспринимаются как более сильные и компетентные.

В сегодняшних трагических и сложных обстоятельствах компании все больше осознают ценность заботы о благополучии сотрудников. В своем проекте Potential Project мы уже много лет изучаем и пишем о важности сострадания в лидерстве. А самое главное — мы научили лидеров организаций мирового уровня действовать, руководствуясь принципами сочувствия и сострадания.

Мы выяснили ключевой компонент сострадательного лидерства, который зачастую упускают из виду многие эксперты. Сострадания самого по себе недостаточно — эффективное лидерство складывается из сострадания и мудрости.

Под мудростью имеются в виду лидерские компетенции, глубокое понимание мотивации людей и умение управлять ими так, чтобы они достигали поставленных целей. Руководить людьми — непростая работа. Эффективное лидерство зачастую требует строгого соблюдения повестки, критической обратной связи, принятия трудных решений, которые могут разочаровать других, а иногда и увольнений в команде. Сострадание в лидерстве не должно идти вразрез с мудрыми и эффективными решениями — необходимы оба элемента. Мудрое сострадательное лидерство — это способность действовать решительно и по-человечески.

Важно понимать, что стили, или режимы, лидерства необязательно говорят о постоянных, неизменных чертах характера. Они, скорее, означают тот контекст, картину мира или настроение, в котором действует лидер.

В первом квадранте (верхний левый угол) лидеры проявляют заботу о людях. Это замечательно, но при этом они избегают принятия трудных решений и предпочитают не давать неприятную обратную связь. В третьем квадранте (нижний левый угол) лидеры неэффективны и безразличны, действуют образом, противоположным осознанности. Им не хватает ни сострадания, ни мудрости, поэтому окружающие воспринимают их как безразличных непрофессионалов. В четвертом квадранте (нижний правый угол) лидеры эффективно достигают своих бизнес-целей, но им не хватает сострадания.

Лидеры второго квадранта (верхний правый угол) достигают наилучших результатов. Этот стиль лидерства предполагает баланс между заботой о людях и необходимостью обеспечивать прогресс компании наиболее продуктивным способом. Если необходимо действовать жестко, они это делают, при этом проявляя заботу о чувствах и благополучии окружающих.

Чтобы лучше понять природу мудрого и сострадательного лидерства, мы собрали данные о 15 тыс. лидерах из более чем 5 тыс. компаний из почти 100 стран. (Если вы хотите измерить свой уровень сострадания и внести свой вклад в нашу базу данных, можете заполнить этот опросник.)

Построив модель на основе полученных данных, мы обнаружили четкую корреляцию между более высоким уровнем мудрого сострадания и скоростью профессионального роста. Иными словами, чем более мудр и сострадателен ваш стиль лидерства, тем быстрее вы достигнете вершины карьерной лестницы. Это очевидное доказательство того, что, делая добро другим, мы делаем добро и самим себе.

Как воспитать в себе мудрое сострадание

Одно из самых важных открытий, которое мы совершили в ходе работы над данными, состояло в том, что регулярные практики осознанности помогают развивать качества мудрости и сострадательности в лидерстве. Причина эффективности практик осознанности, скорее всего, состоит в том, что они предполагают работу над самосознанием, над познанием поведения и эмоций других. Чем бо́льшую осознанность и включенность проявляет лидер, тем более мудрым и сострадательным он становится.

Предлагаем несколько советов, которые помогут развить сострадание и мудрость и превратить их в неотъемлемые составляющие вашего лидерского стиля. Если вы мудры и компетентны, но вам не хватает сострадательности, рекомендуем выполнить следующие действия.

  • Проявляйте больше сострадания к самому себе, чтобы научиться проявлять искреннее сочувствие к другим. Если вы перегружены, а ваш собственный жизненный баланс нарушен, невозможно помочь другим найти свой. Сострадание к себе включает в себя качественный сон и перерывы в течение рабочего дня. Многие лидеры проявляют сострадание к себе, избавляясь от избыточной самокритики. Перестаньте критиковать себя за то, что могли бы что-то сделать иначе или лучше. Скорее всего, с другом или коллегой вы бы не стали общаться так, как с собой в таких случаях. Взрастите в себе позитивный внутренний голос. Воспринимайте события прошлого как урок. Спросите себя: что вы сделаете в будущем?

  • Проверяйте свои намерения. Возьмите за правило перед встречей с другим человеком определить свои намерения. Поставьте себя на место другого, взгляните на ситуацию его глазами и спросите себя: «Чем я могу быть полезен для этого человека?»

  • Заведите ежедневный ритуал сострадания. Сострадание — это навык, а навык поддается тренировке. Наш мозг обладает свойством нейропластичности, а это значит, что вы можете развивать и подкреплять нужный вам внутренний настрой. (Мы разработали приложение, которое поможет улучшить способность к состраданию.)

Если же вы обладаете высоким уровнем сострадания, но хотели бы повысить уровень мудрости, предлагаем следующие стратегии.

  • Действуйте искренне и прозрачно. Ответственность лидера — руководить людьми так, как необходимо, даже если им сложно это принять. Если кто-то в команде недостаточно эффективен, будьте честны и расскажите ему, над чем стоит поработать. Если вы скрываете свои переживания, чтобы показаться добрым, окружающие не будут знать о ваших ожиданиях и ничего не получат от вас. Поэтому скрывать критику — это лишь иллюзия добра. По-настоящему вы проявляете заботу о других через искренность. Будьте прямы и честны.

  • Говорите прямо. Если вы по природе своей более склонны к состраданию, доброе отношение — это ваша зона комфорта. Чтобы повысить свою мудрость и компетентность, старайтесь хотя бы раз в день говорить с кем-то прямо и настойчиво. Это поможет вам выйти из своей зоны комфорта и развить лидерскую мудрость.

  • Ежедневно выполняйте упражнения по осознанности. Исследования показывают: чем больше практик осознанности мы выполняем, тем более мудрыми и компетентными лидерами мы становимся. (Предлагаем вашему вниманию полезный инструмент, который поможет приступить к практикам осознанности.)

Впереди еще множество непростых дней и месяцев. Нет более эффективного и гуманного способа поддержать других в эти трудные времена, чем мудрое сострадание. Поскольку мы все столкнулись с важными вызовами, приходится принимать сложные решения. Нам всем сегодня необходимо научиться действовать решительно и по-человечески.

Об авторах

Расмус Хогард (Rasmus Hougaard) — основатель и генеральный директор международной компании Potential Project, которая занимается вопросами управления и организационного развития и консультирует Microsoft, Accenture, Cisco и сотни других организаций. В марте 2018 года в издательстве HBR Press была опубликована его вторая книга «Мышление лидера. Как эффективно управлять собой, сотрудниками и компанией» («The Mind of the Leader — How to Lead Yourself, Your People and Your Organization for Extraordinary Results»).

Жаклин Картер (Jacqueline Carter) — партнер и директор североамериканских отделений Potential Project. Соавтор книги «Мышление лидера. Как эффективно управлять собой, сотрудниками и компанией» («The Mind of the Leader — How to Lead Yourself, Your People and Your Organization for Extraordinary Results», HBR Press, 2018), а также соавтор первой совместной книги с Расмусом Хогардом «One Second Ahead: Enhancing Performance at Work with Mindfulness».

Ник Хобсон (Nick Hobson) — директор направления поведенческой науки и науки о данных в компании Potential Project. Разрабатывает стратегии поведенческого дизайна для ведущих компаний и брендов. Ведет популярный и признанный критиками подкаст «It’s All Just a Bunch of BS», в котором освещает перспективы и проблемы прикладной поведенческой науки в жизни и работе.