Меняется климат — меняется стратегия | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Меняется климат —
меняется стратегия

Разрабатывая стратегию, компании должны учитывать климатические изменения.

Автор: Робертс Картер

Меняется климат — меняется стратегия

читайте также

Неуверенные в себе руководители не заинтересованы в ваших предложениях

Итан Буррис,  Кэролайн Бартел,  Натаниэль Фаст

Как быть менеджером робота

Майкл Шрейдж

Как плохие руководители становятся хорошими лидерами

Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман

Время действовать

Присцилла Кламан

Никогда не забуду юбилейную, ­25-ю, встречу выпускников Гарвардс­кой школы бизнеса и лекцию «Куй свое счастье» профессора Говарда Стивенсона. Переполненная аудитория внимала совету профессора: стремишься к большому успеху — строй бизнес с учетом масштабных тенденций. «Что это за тенденции?» — спросил он слушателей, и мы начали перечислять: рост Китая, недостаток ресурсов, изменение климата… Тут мы запнулись. Учитывали ли мы эти факторы при разработке стратегий?

Всемирный фонд дикой природы — конечно, не коммерческая структура, а крупнейшая в мире природоохранная организация, но мы, формулируя свою стратегию, раньше других вынуждены были обратить внимание по крайней мере на один из этих трендов. Мы распределяем средства и привлекаем людей к спасению тех уголков планеты, от которых зависит существование некоторых видов животных и даже людей — речь идет об Амазонии, Меконге, тихоокеанских коралловых рифах. Изменение климата вынуждает нас пересматривать свои приоритеты, поскольку и животным, и людям приходится приспосабливаться к переменам и мигрировать.

Например, нам нужно выяснить, какие рифы продержатся дольше, если изменятся океанские течения и температура воды, и послужат «семенным фондом» для будущего возрождения. В лесистых зонах мы должны размечать проходы, обращая внимание на ранние признаки заболевания деревьев и пути миграции животных, чтобы ничему не навредить.

Но сейчас уже не только экологи учитывают климатические факторы. Прозорливые бизнесмены тоже ищут способы снизить финансовые и репутационные риски и обеспечить себе в будущем надежный источник ресурсов. Я знаю об этом потому, что мы сотрудничаем с крупнейшими международными фирмами и видим, как меняется их стратегия. Почти все партнерские отношения начинаются с того, что руководство компании искренне пытается понять, что угрожает их бизнесу в долгосрочной перспективе. Попробуйте обсудить этот вопрос у себя в организации, и, уверен, кто-нибудь заговорит о климате. А также напомнит вам, что ваш бизнес в значительной степени зависит от природных ресурсов и энергии — от предсказуемости объема их запасов и уровня цен.

Обычно компании быстро переходят к первому важном шагу: вычисляют, какой ущерб они сами наносят окружающей среде, и задаются целью сократить вредное воздействие. Это мы тоже проходили. В результате мы решили сократить количество командировок и переоборудовать свои офисы так, чтобы они отвечали высокому экологическому стандарту LEED Platinum.

Второй, более значимый шаг — использование уникальных ресурсов компании. Корпорации с международной цепочкой поставок могут существенно повлиять на рынок. Важным условием сотрудничества с такими организациями, как Walmart, Coca-Cola и McDonald’s, например, стало устойчивое развитие потенциальных партнеров.

Третий шаг — заключение неочевидных союзов ради достижения амбициозных целей. Все чаще складываются партнерства корпораций и НКО, все больше отраслей объединяют усилия, забывая о конкуренции, чтобы создать рынки для экологически чистой продукции. Эта новая тенденция открывает перед WWF новые перспективы. Сейчас, когда корпорации вместе противостоят климатическим изменениям, мы можем немало предложить им: экологическую экспертизу, инновации, глобальный охват, известный бренд, что тоже способствует сотрудничеству. Появление таких услуг знаменует собой серьезные перемены в нашей стратегии.

Для нас, как и для многих компаний, климатические изменения означают не только необходимость пересмотреть стратегию. У всех появляется шанс создать что-то новое. Бизнес должен меняться — и чем тщательнее руководители будут просчитывать свои ходы, тем лучше будет житься всем нам.