Миф о герое-гендиректоре | Большие Идеи
Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Миф о герое-гендиректоре

Мэри Джонстоун-Луи , Чармиан Лав
Миф о герое-гендиректоре

В марте 2021 года Эммануэль Фабер был смещен с поста гендиректора и председателя правления Danone. Бытовало мнение, что на его отстранение с должности повлиял инвестор-активист, купивший акции в конце 2020 года — вскоре после того, как акционеры под руководством Фабера проголосовали за развитие бизнеса по законодательно признанной во Франции модели социальной ответственности «Entreprise à Mission». Многие СМИ назвали этот случай «уроком для считающих высшие цели панацеей», «опалой лидера-идеалиста» и «битвой за самую суть капитализма».

Финансовые дела Danone тогда шли хуже, чем у коллег по отрасли. Тем не менее, усилия гендиректора по изменению корпоративной культуры и юридических основ сделали фирму живым символом бизнеса с высокими устремлениями. События, вынудившие Фабера уйти, легко воспринять как конфликт капитализма стейкхолдеров (где CEO — герой, бросивший вызов Милтону Фридману) и идеологии инвесторов-активистов (для которых отставка Фабера знаменует триумф акционеров, помышляюших лишь об увеличении прибыли). И действительно — не успел Фабер поздравить акционеров с символическим «низвержением статуи Фридмана», как великий экономист восстал из праха невредимым и нанес удар.

Все эти яркие обобщения, конечно, довольно поверхностны. Случай с Danone преподал нам важный урок. Всегда найдутся самые разные лидеры: звезды, новаторы, бунтари, стремящиеся выстроить корпоративную экосистему, которая бы стабильно отвечала нуждам людей и планеты, а заодно и приносила прибыль. Но герои-одиночки не достигнут успеха. Чтобы распутать хитросплетения проблем планетарного масштаба, стоящих перед обществом, понадобится менять системы, и такая трансформация потребует совместных усилий.

Глобальные перемены зиждятся на глубоком понимании взаимосвязей между разными субъектами и факторами (например, чтобы осмыслить, почему во время пандемии упал процент работающих женщин, надо осознать корреляции систем образования и защиты детства, культурных норм и экономических сил). Лидерство, нацеленное на системные сдвиги, — это не просто приятный бонус или реформа менеджмента. Каждому руководителю, работнику, покупателю или инвестору, связанному с компаниями, поставившими перед собой высокие цели, стоило бы пристально следить за происходящим в Danone именно в плане системных изменений.

Ситуация будет повторяться до тех пор, пока законодатели и бизнес не поймут, что даже самые амбициозные, опытные и преданные своему делу лидеры не могут действовать в одиночку. Топ-менеджеры все чаще приходят к этому выводу. В частности, организации с сертификатом B Corporation (их в мире уже более 3900) считают себя единым сообществом. Они запускают в своих отраслях преобразования, которые не под силу воплотить в жизнь какой-то одной компании.

История смещения Фабера помогает выявить четыре принципа этого типа системных перемен. Знать о них будет полезно любой фирме, задумывающейся о том, как реагировать на все чаще раздающиеся призывы учитывать интересы не только акционеров, но и всех стейкхолдеров. Нас вдохновляет запущенная нашей компанией B Lab UK инициатива по поддержке законопроекта Better Business Act: он обяжет бизнес в равной степени заботиться о нуждах акционеров и прочих стейкхолдеров при принятии решений. Благодаря лидерству, в основе которого лежат подобные принципы, компании смогут реализовать свои амбиции независимо от того, кто занимает должность гендиректора.

Принцип 1

СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ

Осознайте, что базис системного лидерства — корпоративная культура. Фабер явно это понимал. Это очевидно из твита, который он написал после объявления об отставке: «Вчера на совете директоров мы решили действовать сообща. Как председатель я предпочел выступить командным игроком. Проект всегда больше любого из его участников». В недавнем интервью газете Financial Times по поводу своей отставки Эммануэль заявил: «“Entreprise à Mission” никуда не денется… Я абсолютно убежден в этом». И словами, и действиями он подчеркнул, насколько важно сделать цель частью корпоративной культуры организации, чтобы все великие начинания не свелись к пустым лозунгам. По известному выражению, культура — это когда ты поступаешь правильно, даже если никто не видит. Именно культура, в конечном счете, формирует наше поведение и наши решения. Согласовав интересы акционеров и других стейкхолдеров, вы сможете направить их ресурсы на благое дело.

советуем прочитать

Об авторах

Мэри Джонстоун-Луи (Mary Johnstone-Louis) — старший научный сотрудник Бизнес-школы Саида (Оксфордский университет), куратор программы Oxford Leading Sustainable Corporations, директор программы Ownership Project, председатель совета директоров B Lab UK.

Чармиан Лав (Charmian Love) — соосновательница и активистка, сотрудничающая с B Lab UK, социальная предпринимательница, сотрудничающая с Бизнес-школой Саида (Оксфордский университет), содиректор программы Oxford Climate Emergency.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Георгий Зараковский. Отвергнутая эргономика
Анна Натитник,  Зараковский Георгий
Показатели раздора
Владимир Рувинский