Перемены требуют определенного контекста | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Перемены требуют
определенного контекста

Людям нужно понимать, как все элементы пазла складываются в единую картину.

Автор: Рон Ашкеназ

Перемены требуют определенного контекста

читайте также

Как западному бизнесмену завоевать доверие китайских партнеров

Дэвид Де Кремер

Объявим 20% мирового океана запретной зоной

Сала Энрик

«Слишком доступный» начальник

Маура Томас

Три вопроса, которые стоит задать перед отправкой электронного письма

Эрика Дхаван

читайте также

Представьте, что ваш босс требует от вас стремглав бежать в одну сторону, а затем, спустя пару минут, свистит в свисток и заставляет вас бежать обратно. И это повторяется снова и снова. Через какое-то время вы не просто устанете, вы начнете испытывать внутреннее опустошение от бессмысленных распоряжений и впустую потраченных усилий. Пройдет неделя, и у вас полностью пропадет всякое желание бегать, равно как и вера в то, что у вашего начальника существует реальный план действий.

Увы, я слишком часто сталкиваюсь с подобными историями: в попытках догнать новоявленных конкурентов или идти в ногу с рыночными трендами руководство организаций постоянно дергает сотрудников в разные стороны. В результате люди работают, не понимая широкого контекста конкретной ситуации и смысла своей текущей деятельности.

Например, один директор крупной технологической компании на протяжении всего пары лет несколько раз менял направление развития бизнеса, то расширяя его (пытаясь захватить соседние рыночные ниши и приобретая другие фирмы), то сокращая (ликвидируя подразделения и закрывая масштабные проекты). Разумеется, каждый такой поворот в стратегии объяснялся и оправдывался изменяющейся ситуацией на рынке или же появлением новых возможностей на горизонте. Тем не менее в итоге всех этих пертурбаций организация погрязла в атмосфере безразличия и цинизма, убивающей всякую производительность. Менеджеры среднего звена, только уволив предыдущих сотрудников, вынуждены были искать новых — принципиально иных специалистов. При этом планирование годового бюджета превратилось в бессмысленное и тягостное занятие, поскольку всем было понятно, что до конца года он будет еще не раз полностью переписан.

И подобные случаи далеко не редкость. Многие организации непоследовательны в своей стратегии, и зачастую причина этого кроется в самих руководителях, которые вечно пребывают в поиске новых «блистательных» идей, способных преобразить (или спасти) компанию. Например, одна крупная сеть розничных магазинов непрестанно пускается в бесчисленные авантюры в попытке отыскать волшебное решение, призванное противодействовать набирающей силу интернет-торговле. Что они только не пробовали: крупномасштабные программы по получению прибыли с аренды недвижимости, принадлежащей организации, новые маркетинговые кампании, создание информационно-аналитической системы, обрабатывающей большие данные, объединение товарных категорий, сокращение отделов, создание магазинов новейших концепций — и этот список можно продолжить… Возможно, по отдельности каждая из этих инициатив имела какой-то смысл, однако в связи с тем, что они не были представлены в качестве единой стратегии, направленной на адаптацию к меняющимся рыночным условиям, сотрудники начали испытывать скепсис в отношении топ-менеджмента и его способности обеспечить будущее фирмы.

Читайте материал по теме: Перестройка — не событие, а эпоха

Бизнес-лидерам необходимо разъяснять повороты в курсе, новые проекты и задачи в более широком контексте организации, иначе они рискуют потерять хороших специалистов, снизить заинтересованность менеджеров и впустую потратить деньги на программы, от которых не будет никакой пользы. Люди должны понимать, почему им нужно внезапно начать по-другому работать и двигаться в диаметрально противоположном направлении.

И это особенно важно тогда, когда в организацию приходят новые руководители. Стремясь оставить свой собственный след, они обычно отказываются от старых стратегий в пользу новых. В этом нет ничего плохого, если при этом они могут логически обосновать все свои действия. Возьмем, например, корпорацию Hewlett Packard и те метаморфозы, которая она претерпела за период в десять лет, когда в ней один за другим сменилось четыре гендиректора. Сначала основным направлением развития компании были инновационные технологии, затем фокус HP сместился в сторону слияний и приобретений, а позже главной задачей стало наращивание эффективности. В условиях постоянной смены курса сотрудникам корпорации стало нелегко сохранять веру в фирму, которая в прежние годы считалась ведущей в индустрии.

Бизнес-лидерам также следует оставаться в рамках разумного, когда речь заходит о разнообразных новых инициативах и тенденциях в сфере управления, предлагаемых многочисленными консультантами, именитыми профессорами и коллегами из числа топ-менеджеров. Все мы знакомы с различными модными веяниями и трендами, которые то и дело захватывают корпоративный мир, но лишь немногие понимают, какое негативное воздействие они оказывают на рядовых членов коллектива, которые вынуждены участвовать в одной программе обучения за другой, часто не видя пользы ни от одной из них. Например, в одной крупной корпорации, специализирующейся на товарах широкого потребления, сотни менеджеров в течение всего нескольких лет прошли такие тренинги, как «поменяй лидерство», «шесть сигм», «установление приоритетов и соответствий» и другие. Несмотря на то что у каждой из этих программ есть свои достоинства, их частая смена, разница в терминологии и общая непоследовательность процесса обучения привели к тому, что эти управленцы стали с неприязнью относиться ко всему новому.

Ситуация в бизнесе меняется слишком быстро, поэтому ни одна стратегия не будет идеальной с самого начала. Планы всегда будут нуждаться в корректировке, новых знаниях и повторных попытках, и при этом всегда будут появляться новые возможности и подходы. Тем не менее, чтобы сохранить в людях заинтересованность и желание адаптироваться, расскажите им, как текущие стратегические задачи связаны с предыдущими указаниями и распоряжениями.

Читайте материал по теме: Лидерство в эпоху перемен

Многие годы корпорации GE удавалось добиваться этого благодаря тому, что в основе каждой новой инициативы лежал фундамент, заложенный предшествующими действиями, даже в тех случаях, когда эти инициативы переходили от одного гендиректора к другому. Например, GE до сих пор стремится занимать ведущую или как минимум вторую позицию на рынке на всех многочисленных направлениях своего бизнеса. Эта концепция была впервые представлена в ранние годы правления Джека Уэлча — предыдущего руководителя организации. Она поддерживается при помощи методов, разработанных как в его эпоху (как, например, идеи упрощения), так и посредством более современных подходов (таких как программы экологичных инноваций, концепции бережливого стартапа и широкое использование интернета вещей). А самое главное, многие из них построены на основе общих принципов (внимательное отношение к нуждам клиента, заинтересованность простых сотрудников, скорость работы), поэтому совершенно не противоречат друг другу.

Создание такого рода временного контекста — это важная часть работы любого менеджера. Людям нужно понимать, как все элементы пазла складываются в единую картину. И дело вовсе не в том, что они не желают участвовать в очередной программе. Просто они хотят быть уверены: вложенная ими энергия не уйдет в песок, а усилия в конце концов принесут свои плоды. В противном случае самым разумным поступком было бы остановиться (как в нашем примере в самом начале нашего блога) и выждать, пока все эти инициативы пройдут мимо, по примеру американских госслужащих, которые находятся в ожидании следующих выборов и следующей администрации.

Поэтому, если вы руководите людьми, подумайте, как помочь им сопоставить то, что они делают, с теми результатами, которых от них ждут. Какие нити связывают воедино прежние инициативы и стратегии с нынешними? Какие уроки вы можете извлечь из текущих проектов и применить их в будущих? Как прошлые усилия постепенно позволили вам нарастить возможности, и как это поможет добиться успеха вашей команде и всей компании?

Найдите время, чтобы дать своим людям ответы на эти простые вопросы, в противном случае перемены, возможно, так и останутся для них серией случайных и бессмысленных распоряжений. С другой стороны, поставив их в определенный исторический контекст, вы сможете повысить свои шансы на успех.

Читайте по теме: