Неудобные вопросы: почему нельзя прятаться от критики сотрудников и клиентов | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Неудобные вопросы: почему нельзя прятаться от критики сотрудников
и клиентов

Руководитель компании обязан узнавать плохие новости и общаться с теми, кто их приносит

Автор: Хел Грегерсен

Неудобные вопросы: почему нельзя прятаться от критики сотрудников и клиентов
hbr.org

читайте также

О чем нужно помнить, решаясь перейти на фриланс

Брианна Каза,  Дена МакКаллум,  Сьюзен Эшфорд,  Эрин Рейд

Как создать собственную «звездную» команду

Майкл Мэнкинс

Новая жизнь старой компании

Зук Крис

Что делать, если вы решили перейти на работу в стартап

Алиса Кон

Kodak. Sears. Borders. Стоит произнести название любой из этих компаний, и мы вспоминаем, как трудно сохранять авторитет среди стремительно меняющихся технологий и безграничных вариантов выбора. За каждой из этих компаний стоит по меньшей мере один лидер, который каким-то образом был «укрыт» от реальностей своего бизнеса. Существует опасная зона, находясь в которой руководители даже не знают, чего они не знают. Часто лидеры, особенно топ-менеджмент, не пытаются получить информацию, которая вызывает беспокойство, и не прислушиваются к тем сотрудникам, которые могли бы оспорить их идеи. В результате хорошие наработки и соображения, зарождающиеся на периферии компании, так и не превращаются в разумные централизованные действия.

Нандан Нилекани — индийский предприниматель, чиновник и политик, соучредитель компании Infosys, назначенный на должность председателя Комиссии по выдаче идентификационных карт (UIDAI), считает необходимым для руководителя любого уровня сохранять канал общения с подчиненными. «Лидер может завернуться в кокон… кокон исключительно хороших новостей, — поясняет Нилекани. — Все твердят ему, что все в порядке, проблем нет — а потом вдруг обнаруживается, что все плохо».

Как же избежать «одиночества наверху»? Нилекани дает очень простой совет: задавайте вопросы сами и позвольте другим задавать вам неудобные вопросы.

Вопрос «Почему мы такие, какие есть?» вдохновил его написать книгу «Imagining India: The Idea of a Renewed Nation», где обсуждается образование, демография и инфраструктура его родной страны. Опираясь на работу в UIDAI, где создается база данных по всему населению Индии («крупнейший социальный проект на планете»), и опыт работы своей организации на благо всей страны, Нилекани задается вопросом «Как научить детей читать и считать?» и предлагает масштабное решение, которое поможет преодолеть разрыв между подрастающим поколением Индии и детьми из других стран. А за этим вопросом следует другой, не менее важный – «Как мне наилучшим образом повлиять на наибольшее число людей?».

Но Нилекани понимает, что сила вопроса зависит не только от того, что мы спрашиваем сами у себя — необходимы и те (зачастую неудобные) вопросы, которые хотели бы задать нам другие люди. Самое важное для настоящего лидера — поощрять двусторонний диалог. «Я осознанно прилагаю усилия к тому, чтобы создать открытую культуру и установить контакты с максимально возможным числом людей, потому что информация не всегда распространяется прямым путем», — говорит он.

Нилекани не только созидает культуру открытых вопросов, но и еще одним способом устраняет те барьеры и фильтры, которые сотрудники порой устанавливают, чтобы неприятная информация «не разбудила лихо». Он обращается напрямую к источнику всех вопросов и проблем — к клиентам. «Во многих ситуациях я устанавливаю прямую связь с клиентами, чтобы они могли позвонить мне и высказаться по тому или иному поводу. Так я узнаю о проблеме даже раньше многих своих сотрудников. Очень полезно быть таким «громоотводом» и привлекать к себе все: и хорошее, и плохое», — поясняет Нилекани.

Он не единственный руководитель, настаивающий на двустороннем потоке информации, который позволяет ему получать сигналы, которые часто не доходят до больших боссов. Этот фундаментальный принцип помог многим компаниям выстоять в сложных условиях современного рынка, поскольку он побуждает управленцев постоянно перепроверять свою стратегию и эффективность. Эд Кэтмулл из Pixar, например, сформулировал это так: «Краеугольный камень здоровой креативной культуры корпорации — свободный обмен идеями, мнениями и критикой». Он создал в Pixar систему Braintrust, позволяющую сотрудникам свободно обмениваться идеями, из которых в итоге вырастают подлинные шедевры.

Навык задавать правильные вопросы и свободно общаться с людьми как внутри организации, так и за ее пределами помогает людям освободиться от защитного кокона, которым окутывают их приближенные. И этот навык работает не только в ситуации «здесь и сейчас», он влияет и на следующее поколение лидеров современного бизнеса. «Выстраивая организацию, вы оставляете наследие, которое вас переживет, — напоминает Нилекани. — Оно будет жить после вас, оно будет расти, оно сохранится без вас… нужно создавать долговечные ценности и культуру. На этом все и держится».

Создав культуру открытости, компании, некоммерческие и государственные организации вдохновляют будущих управленцев постоянно задавать вопросы и перепроверять актуальность процессов и их исполнителей, чтобы их влияние было позитивным и прочным. Нам не всегда нравится то, что мы видим и слышим в ответ на наши вопросы, но лучше не упускать свой шанс что-то изменить здесь и сейчас, чем опомниться, когда будет уже слишком поздно. Нилекани вспоминает фразу, сказанную на этот счет его коллегой и бывшим председателем совета директоров: «Пусть плохие новости едут на лифте, а вот хорошие могут подняться и по лестнице».

Об авторе: Хел Грегерсен — исполнительный директор Центра лидерства при Массачусетском технологическом институте, старший преподаватель инноваций в Школе менеджмента имени Слоуна при Массачусетском технологическом институте.