Неэтичное дело: почему конкуренция приводит к плохим поступкам коллег | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Неэтичное дело: почему конкуренция приводит к плохим
поступкам коллег

Как держаться в рамках этичного поведения несмотря на конкуренцию

Автор: Крити Джейн

Неэтичное дело: почему конкуренция приводит к плохим поступкам коллег
Daniel Cheung / Unsplash

читайте также

Что не так с женским вопросом в бизнесе

Кейти Менерт

Лучший сотрудник — здоровый сотрудник

Баун Уильям,  Леонард Берри,  Мирабито Энн

Семь моделей мышления лидеров

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Многие из нас любят соревноваться и, что важнее, выигрывать. Конкуренция помогает нам добиваться целей и мотивирует повышать качество работы, а престиж и власть, которые дает победа, становятся мощным моральным подспорьем. Более того, выигрыш увеличивает уровень тестостерона и дофамина, которые повышают уверенность в себе и готовность рисковать, а значит, и шансы на дальнейший успех.

В то же время желание победить может поставить нас перед этическим выбором. С этим могут столкнуться и коллеги, активно конкурирующие на работе; и менеджеры, которым нужно показать конкретные результаты за квартал; и даже политические партии, тратящие гигантские средства на привлечение голосов. Во всех этих случаях количество выигрышных слотов строго ограничено. В каких-то случаях победитель вообще может быть только один, а ставки (в виде затраченных денег, продвижения и репутации) огромны.

Такую жесткую конкуренцию часто провоцирует идея, что результаты должны оцениваться не в абсолютном выражении, а в сравнении с другими. Этот метод используется для оценки эффективности, при которой, скажем, 20% лучших сотрудников числятся в рядах высокопроизводительных, а нижние 10% попадают под сокращение. Подобным образом в оценочной системе бизнес-школ, использующей нормальное распределение, студенты ранжируются и оцениваются по сравнению друг с другом безотносительно их общей успеваемости.

В рамках нашего исследования, недавно опубликованного в журнале Human Resources Management, мы обнаружили, что системы оценки эффективности, основанные на сравнении с коллегами, могут провоцировать неэтичное поведение. В ходе первого этапа мы попросили 164 студентов MBA прочитать гипотетический сценарий об инвестиционном банкире, столкнувшемся с этической дилеммой, и оценить вероятность того, что банкир поступится моральными принципами. Всем студентам достались случайным образом распределенные условия того, как банкир получает плату за свои услуги: в виде фиксированной зарплаты без премии; в виде фиксированной зарплаты с премией, зависящей от количества проведенных сделок; и в виде фиксированной зарплаты с премией, зависящей от его результатов относительно коллег. Эксперимент показал, что студенты, поставленные перед условием сравнительной оценки результатов, чаще остальных ожидали, что банкир поведет себя неэтично.

В рамках другого исследования мы изучали этическое поведение людей при самостоятельной оценке своей деятельности. С помощью платформы Amazon Mechanical Turk мы пригласили 160 американцев пройти IQ-тест, состоящий из десяти вопросов. При этом участники должны были самостоятельно проверить свои ответы и сообщить нам результат. Мы снова случайным образом распределили участников по трем группам: первые получали фиксированную плату за участие вне зависимости от количества правильных ответов; вторые получали фиксированную плату с бонусом за количество правильных ответов; третьи получали фиксированную плату, но бонус доставался лишь нескольким участникам, набравшим наибольшее количество очков. Результаты нас удивили. Свои оценки завышало большинство участников. Но чаще и сильнее всего завышали свои результаты участники третьей группы, где бонус могли получить только лучшие из лучших. Примечательно, что в этой группе все без исключения участники завысили свои оценки. То есть конкурентное давление и сравнение участников между собой заставляли их нарушать правила.

Организации продолжают экспериментировать и обсуждать плюсы и минусы систем управления эффективностью, основанных на сравнении. Например, Yahoo в последние годы приветствует такой подход, а Microsoft полностью от него отказался. Ясно одно: системы оценки, основанные на сравнении, будут широко распространены еще долгое время. Что же в таком случае можно сделать, чтобы помочь людям сдержать неизбежно сопровождающий конкурентную ситуацию порыв и не нарушить границы морали

Мы предлагаем простое решение, которое называем «последовательным размышлением». Надо побудить людей подумать о положительных и отрицательных последствиях их решений. В ходе еще одного исследования участники, которые брали паузу для того, чтобы задуматься и записать последствия своих действий, реже переходили границы этичного поведения. С помощью той же платформы Mechanical Turk мы пригласили 184 американцев принять участие в разработке сценария принятия решений. Участники примеряли на себя роль университетского преподавателя, который ожидал результатов оценки своей работы на этой должности и рецензии на еще не опубликованную рукопись от одного из лучших научных журналов. Анализ данных рукописи не дал желаемых результатов, и преподаватель испытывал искушение подтасовать данные. Участников спрашивали, насколько вероятен сценарий, при котором они подтасуют данные, однако некоторым из них предлагали сначала задуматься о последствиях своих действий. В результате мы обнаружили, что те, кого просили сначала все взвесить, значительно реже принимали решение нарушить правила.

Почему этот метод мы считаем действенным? Исследования человеческого мышления говорят о том, что большую часть времени люди работают на автопилоте. Большая нагрузка часто не дает нам остановиться и продумать все до конца. Таким образом, интуитивные, привычные шаблоны поведения берут над нами верх. С точки зрения этики, это может выражаться в эгоцентричном подходе «я важнее всего», когда краткосрочная выгода получает приоритет перед долгосрочными последствиями, которые может спровоцировать этическая ошибка.

Реализовать наш метод можно с помощью нескольких шагов.

  • Проводите профилактику. Просите сотрудников по отдельности и команды в целом размышлять перед принятием важных решений, сопряженных с этическим выбором. Заранее выделите время на то, чтобы продумать все возможные позитивные и негативные последствия.

  • Организуйте встречи по этике. Регулярно собирайте членов команды, чтобы они могли обсудить предстоящие решения. Пусть они детально разберут их и рассмотрят все проблемы, которые могут возникнуть у заинтересованных сторон.

  • Учите людей думать. Поощряйте сотрудников использовать вдумчивый подход к принятию решений. Занятия по осознанности помогают научиться замедляться и критически мыслить.

  • Сделайте этику частью культуры. Включите принцип «последовательного размышления» в описание ценностей и культуры организации. Можно разместить на видном месте лозунги-напоминания, например, «Сначала подумай» или «Спроси, что об этом думают остальные».

Мы полагаем, что сильные стороны нашего подхода заключаются в том, что он эффективен, не требует затрат, легок в применении и вряд ли вызовет у людей серьезные возражения. Как показывают наши исследования, простые психологические решения могут стать ценным инструментом для создания культуры этики в организации.

Об авторе. Крити Джейн (Kriti Jain) — доцент международной бизнес-школы IE.