Десять лет без права на развитие | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Десять лет без права
на развитие

Как удержать сотрудника, который недоволен возможностями для развития

Автор: Ирина Пешкова

Десять лет без права на развитие
Bernard Hermant / Unsplash

читайте также

С какой стати им идти за вами?

Гоффи Роберт,  Джоунз Гарет

Шесть способов привлечь суперзвезду

Бастиан Бергман

Призрак возвращается

Николай Александров

Вы прошли программу развития лидерских качеств. Что дальше?

Mайкл Уоткинс,  Бренда Стейнберг

— Машка, привет! Ну как ты, что поделываешь? Сто лет тебя не видели!

Голоса девушек слились с барабанной дробью и громким саксофонным приветствием — начинался джазовый концерт. Мария и две ее давние подруги встретились впервые за десять лет после окончания экономического факультета МГУ. Они решили собраться в небольшом ресторане, где по вечерам играла живая музыка.

Маша пожала плечами, улыбнулась и взглядом указала на музыкантов. Пока музыка звучала слишком громко и мешала общению, она думала, о чем же рассказать подругам. Хвастаться было особо нечем. Как и десять лет назад, она трудится в компании по производству отопительного оборудования. Работа занимает большую часть ее жизни. Ну вот разве что квартиру пару лет назад купила в ипотеку в тихом зеленом районе Москвы. Отпуск, как и многие, проводит за границей. Как и прежде, учит иностранные языки — сейчас взялась за португальский.

— Маша, ну что ты замерла-то? Рассказывай.

Музыка стихла, и Лена, шустрая блондинка, повернулась к Маше.

— Да я не знаю, Лен, все как обычно. Дом — работа, работа — дом.

— Ну это понятно. А с личной жизнью что?

— С личной тоже все по-прежнему. Никак. — Маша грустно улыбнулась. — А как у тебя дела?

— Ой, ну я открыла сеть спортивных клубов, — Лена достала из сумочки визитку и протянула Маше. — У нас там и танцы, и фитнес, и йога. Приходи! Сделаем тебе большую скидку. И детей приводи. Дети есть у тебя?

— Нет пока. Но ты-то как умудрилась? Десять лет назад ты была администратором в клубе. Надо же какая молодец!

— Да, точно, начинала простым администратором. Через год захотела попробовать сама. Взяла кредит, выкупила франшизу одной известной сети, добилась неплохого результата. А потом решила свой ­бизнес ­замутить. Как раз познакомилась с мужем, он у меня владелец сети кофеен.

Лена окинула многозначительным взглядом подруг и добавила:

— Он дал денег на сеть моих клубов.

Музыканты снова начали играть, и Маша поймала себя на мысли, что завидует Лене, ее энергии и успехам. Но не стала подавать вида и, дождавшись паузы, обратилась ко второй подруге, которая сразу после вуза устроилась в отдел маркетинга крупной компании:

— Рит, а ты как? Кем работаешь?

Рита, черноволосая девушка с темными миндалевидными глазами, сделала глоток вина и томно промолвила:

— Я директор по развитию сети аптек. Собираюсь замуж. Жених у меня француз, карьерный коуч, и, скорее всего, мы переедем к нему. А ты-то что? Ты же всегда лучше всех училась и работу нашла самая первая.

Маша была рада за подруг, но настроение у нее окончательно испортилось.

— Я… Я работаю там же. Ну подросла немного до руководителя направления. Но в целом все без изменений.

— А у меня, слушайте… — перебила ее Лена и принялась рассказывать смешные истории из жизни своего клуба. Маша замолчала и до конца вечера не проронила ни слова. Подруги посидели еще около часа и разошлись по домам.

Маша медленно побрела к метро. Спешить было некуда, дома ее никто не ждал. Завтра ее снова поглотит рабочая суета. Ей некогда будет думать о том, что десять лет пронеслись, а вспомнить нечего. И вроде бы все как у людей, только с каждым днем усиливалось ощущение, что кто-то пишет сценарий ее жизни, не спросив, нравится он ей или нет.

Понедельник. Рутина

Семь утра. Срабатывает будильник, и Маша, с трудом проснувшись, плетется в душ. Затем пьет кофе, одевается и быстрым шагом идет к метро. На работу добирается около девяти.

Маша никогда не опаздывает и не тратит время на пустые разговоры. Весь день у нее расписан по минутам. Она — руководитель одного из направлений продаж комплектующих для отопительного оборудования в коммерческом подразделении крупной торгово-производственной компании.

Каждый день Маша делает примерно одно и то же. Приходит на свое место в офисе с открытой планировкой. Включает компьютер, загружает базу данных. По понедельникам готовит несколько отчетов для руководителя — Геннадия ­Петровича, коммерческого директора. Сегодня как раз такой день. Она проверяет, вся ли информация занесена в базу по отгрузкам товара и поступлениям средств от клиентов, формирует и распечатывает отчет. В ее обязанности также входит разбор претензий и написание первичных ответов. Новых претензий нет, значит, Маша будет заниматься другим. Надо обзвонить зависших клиентов, которые давно ничего не покупали, а затем внести в таблицу информацию о прогнозируемых продажах. На это уходит несколько часов. Между звонками она мониторит отраслевые сайты, в том числе на иностранных языках. Девушка прекрасно владеет английским и немецким, и в первый же день ей поручили раз в неделю подбирать на зарубежных сайтах новости отрасли и переводить самое интересное. Все это в форме дайджеста она отправляет топ-менеджерам и в отдел маркетинга. Время от времени Маша переводит техническую спецификацию, а также вместе с генеральным и коммерческим директорами участвует в переговорах с иностранными партнерами. Маша и рада бы отказаться от обязанности переводчика, но руководители языками не владеют, а переводчик со стороны плохо разбирается в терминологии. Следующие переговоры назначены на среду, и, значит, завтра ее попросят подготовить очередной отчет.

Еще одна Машина задача — подготовка коммерческих предложений для новых клиентов. Часто для этого ей приходится встречаться с руководителями других направлений и корректировать цены на комплектующие и готовые изделия, а также проверять графики и согласовывать процесс отгрузок.

Сегодня Маше придется остаться в офисе часов до восьми вечера: надо доделать документы для участия в тендере, который объявил крупный клиент. Девушка часто задерживается допоздна: она привыкла делать все качественно, а круг ее обязанностей настолько широк, что рабочего дня не хватает. Она не раз подходила к Геннадию Петровичу с просьбой либо разгрузить ее, либо повысить до директора отдела продаж — тогда у нее появился бы помощник. Когда Маша устроилась в компанию, она видела, что в некоторых случаях успешные направления объединялись и руководство назначало куратора, директора подразделения. Сейчас назрела похожая ситуация, и босс не раз говорил ей, что она самая подходящая кандидатура. Однако ожидание все тянулось, а Геннадий ­Петрович только разводил руками и объяснял, что гендиректор пока не считает нужным менять структуру отдела продаж. А значит, расти некуда.

Вторник. Стажер

Геннадий Петрович зовет Машу в свой кабинет и представляет ей юношу:

— Это стажер, Антон. Он будет помогать вам в отделе. Я хочу, чтобы ты показала ему, как у нас тут все устроено.

Маша вяло кивает долговязому Антону. За последние несколько лет она подготовила несколько стажеров и знает, что это отнимет у нее много времени. Стажеров присылает HR-департамент, отвечающий за программу по привлечению студентов. Однако в компании эти студенты никому не нужны, и заниматься с ними никто не хочет.

— Хорошо, Геннадий Петрович. Только мне сегодня надо обзвонить еще десяток клиентов и подготовить отчет для завтрашних переговоров.

— Ну вот Антон тебе и поможет, поручай ему все, что считаешь нужным.

«Да уж, поможет, — думает Маша. — Накосячит, а мне потом расхлебывать». Но вслух произносит:

— Хорошо, Антон, дам тебе задание.

Стажер оказывается на редкость бес­толковым. Промучившись с ним пару часов, Маша отпускает его домой, ­нагрузив каталогами и взяв с него слово, что до завтра он все прочтет. Около пяти вечера Геннадий Петрович присылает ей письмо, в котором перечислены темы завтрашних переговоров. В шесть он просит Машу задержаться, предупреждая, что через час позвонит американский партнер. Девушке надо принять участие в видеоконференции. Освобождается Маша только в начале девятого.

Среда. Переговоры

Переговоры проходят блестяще. Генеральный директор очень доволен результатом. Он приглашает партнеров, Геннадия Петровича и Машу отпраздновать удачную сделку в ресторане. Маша нужна как переводчик. Она это понимает и не хочет ехать — тем более в офисе много работы. Однако отказаться она не может: во время обеда партнеры продолжат обсуждать важные детали. Девушка дает мелкие поручения Антону и уезжает.

В офис она возвращается с Геннадием Петровичем, и разговор снова заходит о перспективах.

— Я десять лет работаю на одной должности, — говорит Маша. — Мне нравится в компании, и я не хотела бы уходить. Но я должна как-то развиваться. Все мои подруги уже доросли до директоров или открыли свой бизнес, а я…

Геннадий Петрович кивает:

— Маша, я делаю, что могу. Мы дважды повышали тебе зарплату. Отправляем на конференции, когда есть возможность. Разрешили тебе работать по гибкому графику — если нужно, ты можешь оставаться дома. Завтра еще раз обсужу с генеральным, как нам тебя мотивировать.

Вернувшись на рабочее место, Маша открывает почту и видит несколько гневных писем от логистов, у которых возник срочный вопрос. Остаток вечера она утрясает возникшие проблемы и освобождается только около девяти. Поэтому завтра она решает работать дома.

Четверг. Удаленная работа

Маша просыпается около восьми, зав­тракает и принимается за работу. Ее знобит, поэтому она устраивается на ­диване с пледом и ноутбуком, пишет письмо стажеру и погружается в составление очередного коммерческого предложения.

Через пару часов раздается звонок. Маша берет трубку. Звонит коллега — руководитель смежного направления.

— Маш, ты дома сегодня? Сейчас Геннадий Петрович пришел и рассказал про новые KPI, которые ему спустил генеральный. Ты не в курсе?

— Ничего не понимаю. Какие KPI?

— Теперь у руководителей направлений премиальная часть зарплаты зависит не только от продаж. Помимо основной работы, мы должны делать еще кучу всего.

— Например?

— Вести блоги в соцсетях, писать по пять статей в месяц, а контент согласовывать с отделом маркетинга. Делать не менее пяти расширенных коммерческих предложений в неделю с подробным описанием технических характеристик товара. Не должно быть дебиторской задолженности по контрактам и жалоб со стороны логистов по отгрузкам. Надо вовремя заносить новых клиентов в CRM и актуализировать данные по старым. Короче, все наши текущие и новые обязанности будут рассматривать под лупой и каждый процесс оценивать по десятибалльной шкале. Если за месяц набираем меньше нормы, выплачивается не 100% премии, а 50 или вообще 10. Геннадий сказал, что завтра надо подписать новые приложения к контракту.

— Поняла, спасибо за информацию.

Маша вешает трубку, откладывает ноутбук и идет на кухню варить кофе. От усталости, которая навалилась на нее в последнюю неделю, и неприятных новостей настроение совсем портится.

Пятница. Заявление об уходе

Маша приезжает в офис и чувствует, что атмосфера накалена до предела. Коллеги с жаром обсуждают последние события. Девушка открывает почту

и видит файл, в котором подробно описаны 20 ключевых показателей эффективности. Она понимает: теперь ее оклад сократится вдвое. Чтобы зарабатывать как раньше, надо выполнить KPI на 100%, что пока кажется невозможным. Геннадий Петрович приходит на работу на полчаса позже и вызывает ее к себе. Хмурое лицо босса не предвещает ничего хорошего.

Маша заходит в кабинет и садится. Геннадий Петрович звонит секретарю и просит никого с ним не соединять. Положив трубку, он берет какие-то бумаги, пролистывает их, а затем обращается к Маше:

— Ты в курсе последних новостей про премиальную часть и KPI?

— Да, я посмотрела показатели.

— Вчера я разговаривал с генеральным. К сожалению, дела компании идут не лучшим образом. Еще три месяца назад на совете директоров предлагали скорректировать оклад менеджеров, введя KPI, о которых давно поговаривали. Разработкой занимался директор по оптимизации — это новый человек, несколько месяцев у нас в штате. Вчера он представил эту схему, и совет ее одобрил.

— Скорректировать? Да говорите прямо: урезать зарплату нам решили.

— Руководителей высшего звена эта система пока не коснулась. А менеджеров и руководителей среднего звена теперь будут премировать именно так. Но я отстаивал тебя, как мог.

Девушка молчит и смотрит в окно. В голове пустота, она не знает, что сказать. Маша хорошо относится к Геннадию ­Петровичу, но понимает, что от него уже ничего не зависит. Подстраиваться под новые KPI нет сил. Повышения по-прежнему не предвидится. Через пару месяцев ей исполнится 33. Ее снова мучает вопрос, на что она тратит жизнь и сколько еще будет сидеть на этой должности в этой компании. Счета за ипотеку не позволяют ей уйти в никуда. Но решение уже принято:

— Геннадий Петрович, подбирайте мне замену. Я начинаю искать работу. Очень не хочется от вас уходить, но я не могу больше, поймите меня, пожалуйста.

Геннадий Петрович убеждает Машу не торопиться, уверяет ее, что все образуется. Он действительно ценит эту девушку и будет отстаивать ее перед генеральным. Но как убедить директора, что сотрудника, который отлично трудится и много лет ждет повышения, не мотивирует работа по KPI? Как сделать так, чтобы Маша, которая выросла и хочет развиваться дальше, все-таки осталась в компании?

Как удержать и мотивировать ценного сотрудника?

Комментарии экспертов

ОЛЬГА УЛЕСОВА
Директор по управлению талантами «СИБУР»

Прежде всего, я рекомендовала бы коммерческому директору выяснить, что мотивирует Марию. Девушка неоднократно задавала ему вопрос о новой должности, ей хотелось с гордостью рассказывать о работе подругам, получать благодарность за свой труд от руководителей. Ей важно понимать, что компания ценит ее как профессионала и наделяет определенным статусом.

Второе, что должен учесть коммерческий директор, — усталость Марии из-за высокой нагрузки. Профессионализм девушки за десять лет вырос. Теперь она одновременно решает сложные вопросы, самостоятельно разбирается с рутинными операциями, занимается развитием персонала и, как следствие, постоянно перерабатывает. Если она действительно ценный сотрудник и компании важно ее удержать, надо задуматься о распределении обязанностей в коллективе или привлечь сторонних подрядчиков. Хотя, возможно, высокая нагрузка ­— явление временное: в организации просто сложный период. Нужно поговорить с Марией о ее графике и задачах, обсудить подходящие для всех сторон варианты решения. Возможно, девушке нужно срочно уйти в отпуск.

Детально разобрав ситуацию, руководитель мог бы найти разные пути преодоления проблемы. Например, поручить Марии вести новый проект. Это должна быть новая задача или сфера, в которой будут задействованы сильные профессиональные стороны сотрудника и которая в то же время представляет определенные трудности. Скажем, девушка может сама отбирать стажеров и готовить ­потенциальных ­молодых специалистов как для своего подразделения, так и для других. Кроме того, можно предложить ­Марии подумать о релокации или обучении.

Одновременно коммерческий директор должен обсуждать с руководством возможность повысить Марию в должности. Ведь он сам подогревал ее ожидания, обещая поговорить с генеральным. Если сейчас пересмотреть должность нельзя, необходимо составить для девушки подходящий карьерный маршрут, карту развития компетенций и определить время и условия, при которых можно будет вернуться к этому обсуждению. Такими условиями могут стать, например, выполнение сложной задачи или внедрение новых прорывных идей. Если освободить Марию от большого объема рутинной работы, она сможет развивать свои управленческие навыки и приносить больше пользы компании.

В целом, руководству следует поощрять достижения сотрудников. Как минимум, не забывать говорить «спасибо» тем, кто отличился. Как максимум, отразить в новой системе KPI возможность денежной и нематериальной мотивации тех, кто демонстрирует выдающиеся результаты.

ЗУЗАНА ЮРАКОВА
Вице-президент по персоналу Hilti Россия

Ключевые показатели эффективности — палка о двух концах. Они по-разному воздействуют на людей: кого-то мотивируют, кого-то, наоборот, демотивируют.

Я считаю, что платить сотрудникам нужно не за процесс работы, а за результат, который можно измерить и выразить в цифрах. Так что введение KPI — правильный шаг. Однако в данном случае они влияют, скорее, не на зарплату персонала, а на показатели компании. Такая ситуация может разочаровать людей, нацеленных на результат, а тех, кто просто «отсиживает» рабочие часы, наоборот, осчастливить.

Маша кажется ответственным, профессиональным и независимым сотрудником. Она выполняет гораздо больше обязанностей, чем предполагает ее должность. И теперь вместо дополнительного вознаграждения или признания она может получить «неустойку» из-за появления сомнительных KPI.

Чтобы исправить ситуацию, я бы рекомендовала коммерческому директору принять активное участие в определении ключевых показателей. Он намного лучше, чем директор по оптимизации, который пришел в компанию недавно, знает, как устроена организация. KPI должны учитывать как индивидуальную, так и командную работу — при этом индивидуальная часть будет оценивать Машин личный вклад в развитие компании и, соответственно, мотивировать ее.

Если система показателей будет разработана с умом, Машина зарплата не только не снизится, но и вырастет — ведь девушка, похоже, достигает поставленных целей по продажам. Коммерческому директору придется объяснить Маше и другим сотрудникам, что KPI — своего рода вызов: перевыполнив план, люди, возможно, смогут зарабатывать больше, чем прежде.

Мотивация Маши определяется не только финансами. Она хочет развиваться и в конечном итоге занять руководящую должность — это тоже нужно иметь в виду. Поэтому я бы рекомендовала руководителям ­пересмотреть организационную структуру компании и либо найти для Маши другую, уже существующую должность, либо создать новую. Например, можно выделить в коммерческом отделе дополнительные подразделения — скажем, по типу клиентов, географии или этапам процесса продаж — и поставить Машу во главе одного из них. Другой вариант — назначить девушку заместителем коммерческого директора или начальником отдела обучения и интеграции.

К сожалению, универсального ответа на поставленный вопрос не существует. Чтобы найти правильное решение, руководитель должен понимать, какими навыками и умениями обладает конкретный сотрудник, какую пользу он может принести компании, а также иметь четкое представление о том, что нужно самой организации и как она планирует развиваться.