читайте также
Недавно один предприниматель рассказал мне, что уволил подчиненного из-за вопроса, который тот задал. В этой компании каждый может спросить коллегу или начальника о любом аспекте деятельности фирмы, и ему обязаны ответить — коммерческой тайны для персонала не существует. Но есть жесткое правило: задавая вопрос, человек должен продемонстрировать компетентность в данной области. Самоуверенный сотрудник правилом пренебрег, не подготовился — и через 15 минут его уволили.
Кто-то подумает, что такое возможно только в российских компаниях с авторитарным стилем управления. Однако подобные случаи бывают и в западных организациях, в которых любят рассуждать о грамотном менеджменте и гуманном отношении к персоналу. Крупная международная корпорация уволила руководителя российского подразделения за один день, даже не объяснив причины. Человек пытался узнать, чем он провинился, но никто из вышестоящего начальства так и не ответил на его звонки и письма.
Мне приходилось видеть много увольнений — с людьми прощались из-за финансовых нарушений, срывов дедлайнов, непрофессионализма, плохого характера. Часто на выход просили профессионалов, которые этого не заслуживали. Способы увольнения — от честного разговора с руководителем до блокировки пропуска на проходной. Одна компания практиковала совсем дикий метод: менеджер приходил утром в свой кабинет, а за его столом уже работал новый человек. Получить объяснения от начальника было невозможно, он в этот момент (какое совпадение!) был недоступен. В итоге бедняга добивался встречи с директором по персоналу, который и сообщал ему об увольнении.
Прощаться с сотрудниками приходится большинству менеджеров. Как правило, руководитель испытывает массу негативных эмоций — отсюда желание избежать неприятного разговора. Джоэл Питерсон из Стэнфорда дает советы, как правильно расставаться с людьми, чтобы минимизировать неприятные ощущения обеих сторон. Причем рекомендации подходят для увольнения как нерадивых работников, так и хороших специалистов — например, из-за спада на рынке.
Многие считают, что правильно уволить сотрудника — означает соблюсти закон и выплатить приличную денежную компенсацию. Но это «гигиеническая норма», она должна быть по умолчанию. Сложнее действовать открыто и в то же время деликатно, не унижая того, кто должен уйти. Увольняя, надо оставаться человеком — это, пожалуй, самое важное.
Об авторе. Марина Иванющенкова — главный редактор Harvard Business Review Россия.