Восстание против машин | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Восстание
против машин

Письмо главного редактора HBR Россия

Автор: Марина Иванющенкова

Восстание против машин

читайте также

Ловушка для руководителя

Нина Шикалофф,  Райан Фуллер,  Рене Куллинан,  Шани Хармон

Парадокс новых рынков: будьте как дети

Кэтлин Эйзенхардт,  Рори Макдоналд

Советы тем, кто страдает от перфекционизма

Элис Бойес

Пять ошибок, которые мешают руководить удаленной командой

Алессандро Пол,  Дэниел Сейффардт,  Торбен Эммерлинг

Когда руководитель компании говорит о грядущей оптимизации, сотрудники начинают нервничать. Бизнес стремится к увеличению доходов и уменьшению затрат, однако зачастую управленцы ограничиваются лишь сокращением персонала. Во время кризиса это особенно заметно.

Менеджеры часто воспринимают кадры как сырье и пытаются свести его использование к минимуму, считает профессор Уортонской школы бизнеса Питер Каппелли. Штатные сотрудники заменяются на фрилансеров, рабочие процессы автоматизируются, а оставшийся персонал должен следовать жестким процедурам. Некоторые руководители с удовольствием заменили бы всех сотрудников машинами. Вспоминаю наш разговор с одним российским предпринимателем: он считает людей главными носителями дефектов, поэтому выстроил в своей компании систему с детально прописанными правилами и тотальным контролем. Но помогают ли эти меры повысить производительность?

В начале прошлого века концепция научной организации труда Фредерика Тейлора произвела революцию в промышленности. Стандартизация методов работы и улучшение условий труда привели к резкому росту производительности. Впрочем, «тейлоризм» вызвал забастовки рабочих, недовольных различными ограничениями, и критику из-за того, что «простым трудящимся» отводилась роль бездумных механизмов. А в 1930-х годах Элтон Мэйо в результате знаменитых хоторнских экспериментов доказал, что на производительность больше всего влияют социально-психологические факторы и интерес к работе. К такому же выводу пришли и многие другие теоретики и практики менеджмента.

Если люди чувствуют, что делают нечто значимое и имеют возможность проявить самостоятельность и инициативу, их мотивация и продуктивность увеличиваются. По данным Hay Group и Gallup, организации с высоким уровнем вовлеченности персонала имеют более серьезные показатели прибыли и удовлетворенности клиентов.

Питер Каппелли пишет, что сейчас, когда многие работают удаленно, перед компаниями стоит выбор: доверять сотрудникам или проверять? Решая, по какому пути пойти, руководители должны помнить, что ограничение полномочий и контроль невыгодны бизнесу. И что для успеха необходим поиск новых точек роста. Хотя решить эту задачку сложнее, чем уволить людей.

Об авторе. Марина Иванющенкова — главный редактор Harvard Business Review Россия.