читайте также
Будет справедливо сказать, что 2020 год пошатнул основы многих организаций и бизнес-моделей, изменил приоритеты и планы и заставил руководителей компаний искать курс в быстро меняющихся условиях. Многим организациям пришлось, кроме того, иметь дело с вопросами социальной справедливости, переводить штат на удаленку, искать способы поддержки сотрудников и теперь еще — разбираться с правовыми аспектами, связанными с использованием вакцин от COVID-19.
Хотелось бы надеяться, что 2021 год будет годом стабильности и позволит вернуться к нормальному порядку вещей, но, скорее всего, нас снова ждет немало серьезных перемен. Много говорилось о том, что теперь количество сотрудников, работающих по меньшей мере частично на удаленке, будет расти. Но можно выделить еще девять дополнительных факторов, которые будут определять тенденции в бизнесе в 2021 году.
1. Вместо управления опытом сотрудников (employee experience) работодатели переключат внимание на управление качеством их жизни в целом. В период пандемии руководители компаний стали лучше представлять себе жизненные обстоятельства сотрудников, ведь в прошлом году многим из них было особенно непросто находить баланс между личными и профессиональными задачами.
Стало ясно, что, оказывая поддержку сотрудникам с учетом их обстоятельств, работодатели могут не только улучшить качество их жизни, но и помочь им добиваться более высоких результатов в работе. По данным проведенного Gartner опроса работников ReimagineHR за 2020 год, в компаниях, которые заботятся об общем благополучии сотрудников, на 23% увеличивается количество тех, кто отмечает улучшение психологического самочувствия, и на 17% — тех, кто чувствует себя лучше физически. Есть и прямая выгода для самих работодателей: высокоэффективных сотрудников у них на 21% больше, чем в других организациях, не уделяющих внимания этим вопросам.
Вот почему в 2021 году в базовый социальный пакет работодателей будет непременно входить поддержка психологического благополучия и финансовой стабильности сотрудников или даже нормального режима сна и тому подобного, что, как мы считали бы ранее, совершенно не относится к заботам компании.
2. Все больше компаний будут занимать определенные позиции по общественным и политическим вопросам. Сотрудникам все более важно работать в организациях, ценности которых они разделяют. Это уже не новая тенденция. И в 2020 году она усилилась: по данным исследования Gartner, 74% сотрудников ожидают, что их работодатели будут активнее участвовать в актуальной культурной повестке. Уверен, что для привлечения и удержания лучших кадров CEO придется откликнуться на этот запрос.
Тем не менее одних только заявлений по актуальным проблемам уже недостаточно: сотрудники рассчитывают на большее. И CEO, которые будут реально вкладывать ресурсы, будут вознаграждены ростом показателей вовлеченности среди своих подчиненных. Опрос Gartner показал, что в организациях, которые предпринимают какие-то усилия для решения социальных проблем, количество высокововленченных сотрудников повышается с 40% до 60%.
3. Гендерный разрыв в уровне оплаты труда будет расти с возвращением сотрудников в офисы. Многие организации уже перешли — или планируют в этом году перейти — на гибридную модель: сотрудники могут работать в офисе, дома или выбирать какие-то альтернативы (вроде кофейни, коворкинга и т. д.). Как говорят руководители служб по управлению персоналом, ссылаясь на данные опросов сотрудников, при таком гибридном сценарии мужчины с большей вероятностью предпочтут вернуться в офис, тогда как женщины, скорее всего, решат и дальше работать из дома.
По данным недавнего опроса Gartner, 64% менеджеров считают, что сотрудники, работающие в офисе, результативнее своих коллег на удаленке, и, вероятно, готовы предлагать первым более высокие ставки. Тем не менее данные, которые мы собрали за 2019 год (до пандемии) и 2020 год (в период пандемии), свидетельствуют об обратном: сотрудники на удаленке оказываются в числе высокорезультативных работников на 5% чаще, чем те, кто работает в офисе (при полной занятости в обоих случаях).
Если мужчины, скорее всего, предпочтут работать из офиса, а руководители будут по-прежнему придерживаться предубеждения, что офисные работники эффективнее, можно ожидать, что гендерный разрыв в уровне оплаты труда будет увеличиваться. И это в условиях, когда пандемия и без того сильнее всего подрывает позиции женщин.
4. Возможности мониторинга сотрудников будут ограничены новыми регулирующими нормами. В период пандемии более 25% компаний впервые приобрели новые технологии для пассивного мониторинга и отслеживания работы сотрудников. Многие из них при этом не определили, как сочетать использование этих технологий и защиту конфиденциальности, что вызывало большое недовольство среди сотрудников. Аналитики Gartner выяснили, что менее 50% сотрудников доверяют компании свои данные, а 44% не получают никакой информации насчет собираемых о них компанией сведений. В 2021 году можно ожидать введения на уровне штатов и на местном уровне различных новых нормативов, которые будут ограничивать объемы мониторинга со стороны работодателей. С учетом возможных расхождений в этих правилах, скорее всего, во всех подразделениях и командах компаниям придется держаться в рамках максимально строгих ограничений.
5. От гибкости в выборе рабочего места к гибкому временному графику. Если удаленная работа в 2020 году стала практически повсеместной нормой (и так будет и в наступившем году и далее), то следующий шаг к повышению гибкости — возможность для сотрудников определять, когда они будут выполнять свои задачи.
Опрос ReimagineHR от Gartner за 2020 год показал, что в организациях со стандартной 40-часовой рабочей неделей высокоэффективными считают только 36% сотрудников. В компаниях, где работники могут сами выбирать, когда, где и сколько им работать, высокую результативность показывают 55%. В 2021 году, я полагаю, будет становиться все больше рабочих мест, оцениваемых по результату, а не по отработке согласованного количества часов.
6. Ведущие компании будут массово закупать для сотрудников вакцину против коронавируса — и получать судебные иски против требований о вакцинации. Работодатели, предлагающие своим сотрудникам вакцину от коронавируса, будут использовать это как преимущество в привлечении и удержании кадров. Вместе с тем на какие-то компании могут подать в суд из-за предъявления ими требований о подтверждении вакцинации при возвращении на рабочие места. Такие разбирательства будут тормозить мероприятия по возобновлению работы в офисах несмотря на все более широкое распространение вакцины.
7. Психологическая поддержка как новая норма. В последние несколько лет работодатели предлагают сотрудникам в рамках социального пакета новые формы поддержки. Например, увеличение отпуска по уходу за ребенком. Еще до пандемии, как показало исследование Gartner, 45% прироста расходов на программы повышения уровня благополучия сотрудников, относилось к инициативам в области психологического и эмоционального здоровья. В условиях пандемии COVID-19 это стало особенно важным, поскольку работодатели стали понимать, каково влияние психологического состояния сотрудников на их результаты и на рабочую обстановку.
К концу марта 68% организаций ввели по меньшей мере одну новую велнес-программу, призванную поддержать сотрудников в период пандемии. В 2021 году будут сделаны дальнейшие шаги в направлении дестигматизации вопросов психического здоровья и будут вводиться дополнительные программы в области психологического комфорта и нерабочие дни психического здоровья для повышения осведомленности об этой проблеме.
8. Для восполнения недостающих навыков работодатели будут рассматривать варианты временного найма. Количество необходимых работодателям компетенций существенно увеличилось. Наше исследование показывает, что требуемых навыков в объявлениях о вакансиях стало в 2020 году на 33% больше, чем в 2017 году. В конечном итоге, организации попросту не успевают переобучать своих сотрудников в соответствии с меняющимися потребностями.
Вместо того чтобы пытаться выстраивать нужные компетенции на неопределенное будущее, некоторые компании будут привлекать временные кадры по мере появления необходимости в их компетенциях и будут платить за это премии. Другие компании будут использовать варианты условной или подрядной занятости по договору или расширят сотрудничество с организациями по подбору сотрудников для краткосрочного найма.
9. Американские штаты будут бороться не за компании, а за работников. Исторически города и штаты старались с помощью льгот и привилегий переманить к себе компании. Считалось, что, если удастся привлечь бизнес, это принесет новые рабочие места. Сейчас, во времена удаленной и гибридной занятости, эта тактика получает новое развитие, ведь место работы уже не привязано к месту проживания сотрудника.
С учетом этого разделения города и штаты, вместо того чтобы продумывать налоговые льготы исключительно для компаний, начнут привлекать в свою юрисдикцию работников, предлагая им выгодный налоговый режим. Подобные практики уже начинают появляться, например, в Топике, Канзас, и Талсе, Оклахома, где удаленным сотрудникам предлагается за переезд до $15 тыс. Такие юрисдикции будут конкурировать не только за работодателей, но и за работников и их рабочие места.
2020 год стал самым нестабильным в современной истории, но будет ошибочным полагать, что все перемены позади. Последствия произошедшего в самых разных отраслях будут проявляться в следующие несколько лет, и на этом пути в 2021 году и после темпы изменений, возможно, будут нарастать.
Об авторе
Брайан Кропп (Brian Kropp) — руководитель исследовательского направления практики управления персоналом в компании Gartner, занимается широким кругом вопросов в области HR: привлечение персонала, руководство, опыт сотрудников, управление изменениями, лидерство.