Что делать, если в вашей компании работают цифровые кочевники | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если в вашей компании работают
цифровые кочевники

Почему бизнесу нужно четкие правила для сотрудников, перемещающихся по миру

Авторы: Майлз Эверсон , Стив Кинг , Кэролин Окелс

Что делать, если в вашей компании работают цифровые кочевники
Cavan Images/Getty Images

читайте также

Лучшие идеи 2019 года от Harvard Business Review Россия

Сергей Гуриев: «Роль соцсетей в поляризации общества очевидна»

Юлия Фуколова

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Какими должны стать офисы после пандемии

Джон Мэк,  Мэт Трибнер,  Пантеа Техрани,  Питер Бэйсвайс

За время, прошедшее с начала пандемии COVID-19, самой сильной тенденцией, сказавшейся на деятельности компаний, стал резкий и быстрый переход к удаленной работе. И это было особенно на руку одной растущей категории работников — так называемым цифровым кочевникам. Эти люди не привязывают себя к конкретной локации и полагаются на технологии, которые позволяют им путешествовать и работать из любой точки мира, подключенной к интернету.

В отличие от тех, кто работает удаленно, как правило, из одной точки или курсирует между своим домом, местом отдыха и домом ближайших родственников, цифровые кочевники путешествуют и исследуют мир «без отрыва от производства». Их можно встретить, например, в автофургоне, мчащемся по пустыне на юго-западе, в квартире в Сантьяго, Чил, или в домике в Монтане.

За последние три года Emergent Research and MBO Partners провели большое совместное исследование, посвященное цифровым кочевникам. Мы обнаружили, что число американцев, причисляющих себя к данной категории, выросло с 7,3 млн в 2019 году до 10,9 млн в 2020-м, то есть на 49%. Состав группы тоже изменился. Раньше в рядах цифровых кочевников доминировали независимые работники: фрилансеры, независимые подрядчики и самозанятые. Однако в 2020 году число цифровых кочевников выросло за счет сотрудников, оформленных в компании традиционным способом. Многие сотрудники, не привязанные к своим офисам, решили отправиться в путь. Фактически количество цифровых кочевников, работающих на традиционных основаниях, выросло с 3,2 млн в 2019 году до 6,3 млн в 2020-м, то есть на 96%. И эта категория работников составляет большинство среди тех, кто выбирает для себя этот новый способ организации своей трудовой жизни.

Также наше исследование показало, что в среднем цифровые кочевники хорошо образованы, высококвалифицированны и технологически подкованы. Поскольку в работе они полагаются в основном на цифровые инструменты и интернет, неудивительно, что большинство из них занимают востребованные позиции, так или иначе связанные с технологиями. Среди самых популярных сфер занятости можно отметить программирование и ИТ, веб-дизайн, творческие области, инженерию, а также цифровой и традиционный маркетинг. Цифровые кочевники особенно высоко оценивают свой уровень удовлетворенности работой (90%) и доходом (76%), обладают более продвинутыми рабочими и техническими навыками и имеют бóльшую склонность к непрерывному обучению, чем другие сотрудники.

Несмотря на то что и без того немалое число таких работников продолжает расти, немногие организации успели разработать для них официальные программы и правила работы. Цифровые кочевники в прямом и переносном смысле отключены от системы. В большинстве случаев они либо вырабатывают некоторые договоренности со своими прямыми начальниками, либо отправляются кочевать под негласным девизом «не спрашивай, не говори», либо уезжают в путешествие вообще без ведома своей организации.

Однако старых подходов уже недостаточно. Присутствие цифровых кочевников в платежной ведомости может подвергать компании различным нормативным и юридическим рискам. Кочевники практикуют одну из форм «геоарбитража»: они часто ездят по районам с низкой стоимостью жизни, а получают при этом зарплату, характерную для регионов с высокой стоимостью жизни, в которых располагаются их компании. Законы и нормы, применимые к деятельности человека, обычно основаны на юрисдикции, в рамках которой эта деятельность осуществляется, даже если сам работодатель находится где-то в другом месте. В результате цифровые кочевники могут ненароком создать новое «постоянное представительство» в штате или области, где они работают. Это создает и для работодателя, и для сотрудника необходимость соблюдать налоговые, регуляторные и законодательные нормы новой юрисдикции. К тому же поскольку многие цифровые кочевники путешествуют без ведома своей компании, работодатели могут нарушать трудовое законодательство, даже не подозревая об этом.

Руководители компаний и корпоративные юристы начинают осознавать эти риски и пытаться управлять ими. Одни используют метод кнута, заставляя сотрудников, работающих удаленно, возвращаться обратно в офис. Генеральный директор Morgan Stanley Джеймс Горман недавно сказал: «Если вы хотите, чтобы вам платили по нью-йоркской ставке, вы должны работать в Нью-Йорке. Никаких больше “Живу в Колорадо, работаю на нью-йоркскую компанию и получаю зарплату, как будто живу в Нью-Йорке”. Простите, но так не работает». Другие прибегают к прянику, в том числе вводят такие варианты трудоустройства, которые не ограничивают место нахождения сотрудника, но включают в себя важные гарантии для компании.

Специалисты юридической фирмы Littler, работающей в области трудового законодательства, выпустили отчет под названием «Что делать с глобальными кочевниками эпохи COVID и другими странствующими сотрудниками, работающими удаленно из-за границы по личным причинам», где они рассматривают как риски, связанные с цифровым кочевничеством, так и возможные программы и правила, которые помогут их снизить. Программы и правила будут различаться в зависимости от отрасли и организации, однако в любом случае в первую очередь нужно определить цифровых кочевников у себя в компании и выяснить, где они сейчас находятся и куда направляются. Затем необходимо составить договор, определяющий условия соглашения. В нем должно быть прописано, что кочевник — это надомный работник, чье место работы находится и будет оставаться в том же регионе, где компания в настоящее время осуществляет свою деятельность. Другие условия, такие как ограничение количества времени, которое кочевники могут проводить в каком-либо месте, и перечисление «бесполетных зон» — то есть мест, где кочевник не может находиться в связи с необходимостью соблюдать установленные правила и регулирующие требования, — могут значительно снизить риск того, что кочевник нарушит нормы местного налогового и трудового законодательства.

Однако подход к решению этих проблем не должен носить исключительно оборонительный характер. Силы, которые подталкивают людей к кочевому образу жизни, в ближайшее время не иссякнут. Хорошо образованные и подкованные в цифровых технологиях цифровые кочевники работают в областях, где нехватка кадров — обычное явление, а привлечение сотрудников — всегда актуальная проблема. Успешная коммуникация с этими сотрудниками, управление и удержание их будет ключевым компонентом кадровой стратегии. Последовательные, четкие программы для взаимодействия с цифровыми кочевниками упростят наем востребованных специалистов, а также помогут вовлечь, наградить и удержать действующих сотрудников компании, мечтающих о путешествиях. Эти программы могут включать и правила найма кочевников-фрилансеров, которые все же реже создают юридические проблемы, поскольку не работают по традиционному трудовому договору.

Тенденция к цифровому кочевничеству привлекла большое внимание СМИ и обеспечила широкое распространение этой идеи в социальных сетях. Блоги, видео и Instagram-страницы превратились в зрелищный вид спорта, вдохновленный фотографиями и сторис счастливых кочевников, путешествующих (часто с собаками) по красивым и ярким в культурном отношении местам. В результате многим сотрудникам тоже захотелось стать кочевниками. Когда мы спросили взрослых американцев, не являющихся цифровыми кочевниками, планируют ли они стать таковыми в ближайшие два или три года, 19 млн человек ответили утвердительно, а еще 45 млн сказали, что подумают.

Конечно, люди не всегда делают, что обещают, особенно когда это связано с изменением условий жизни для них лично и для их близких. Скорее всего, большинство респондентов так и не станут кочевниками. Однако наши данные говорят о наличии повышенного интереса к возможности работы без привязки к конкретной локации, а значит, число цифровых кочевников продолжит расти. Даже работая над возвращением в офисы, компании должны учитывать потребности и цели людей, стремящихся к свободе передвижения.

Об авторах

Майлз Эверсон (Miles Everson) — CEO MBO Partners, платформы, помогающей корпоративным и индивидуальным предпринимателям легко и согласованно работать вместе.

Стив Кинг (Steve King) — партнер аналитической и консалтинговой компании Emergent Research, специализирующейся на методиках работы будущего.

Кэролин Окелс (Carolyn Ockels) — управляющий партнер аналитической и консалтинговой компании Emergent Research, специализирующейся на методиках работы будущего.

* деятельность на территории РФ запрещена