Большая звезда маленького бизнеса | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Большая звезда
маленького бизнеса

Арт-директор рекламного агентства «Контекст», не выдержав испытания успехом, подхватывает звездную болезнь. Руководитель компании задумывается, стоит ли держать у себя талантливого, но явно зарвавшегося сотрудника.

Автор: Анна Натитник

Большая звезда маленького бизнеса

читайте также

Здоровый взгляд на неудачу

Даттнер Бен,  Хоган Роберт

Как стать понимающим руководителем

Скотт Бисон

13 марта 2015 г. состоялась встреча Клуба финансовых директоров Harvard Business Review — Россия.

Медитация для главного

Маттиас Берк

РЕКЛАМНОЕ АГЕНТСТВО «КОНТЕКСТ» занимало первый этаж жилого дома в центре большого уральского города. Всеми делами в компании заправлял ее основатель и генеральный директор Владимир Земцов, молодой, энергичный предприниматель, по профессии математик. «Контекст» открылся четыре года назад, и первое время Земцову казалось, что компания не протянет и месяца. Тогда директор начинал лихорадочно что-то менять: сотрудников, концепцию развития, направление деятельности. Он долго не мог найти правильный формат: сначала планировал агентство полного цикла, потом BTL и в конце концов решил ограничиться

интернетом. В результате множества изменений и перестановок (и конечно, кропотливой работы) «Контекст» из никому не известной маленькой фирмочки превратился в крупную компанию, специализирующуюся на создании и сопровождении корпоративных веб-сайтов и интерактивных рекламных акций. Штат агентства полностью укомплектовался и утрясся, и Земцов был доволен всеми сотрудниками, за исключением, пожалуй, арт-директора. На этой должности долго никто не задерживался. То генерального директора не устраивали результаты работы очередного арт-директора, то характерами не сходились — по-разному бывало, но в итоге Земцову всякий раз приходилось искать новых людей. Около года назад с этой должности ушел последний, пятый по счету, сотрудник — Виталий. Прежде чем написать заявление об увольнении по собственному желанию, он с согласия Земцова три месяца искал новую работу. На освободившееся место гендиректор планировал продвинуть одного из дизайнеров — Никиту Валова, который фактически выполнял все обязанности Виталия, пока тот занимался устройством собственной судьбы. Никита работал в «Контексте» уже год — за это время он не только показал себя отличным дизайнером, но и проявил прекрасные административные способности, так необходимые профессиональному арт-директору.

Назначение

В дверь кабинета постучали. Земцов по привычке захлопнул свой маковский ноутбук и громко крикнул: «Войдите!» На пороге возникла огромная фигура Никиты Валова: рост под два метра, широченные плечи, гладковыбритое лицо, волосы, торчащие во все стороны, потертые джинсы и вечная футболка с надписью «Клиент всегда прав».

— Заходи, Никит, садись. — Земцов сделал приглашающий жест. — Как настроение? Готов к повышению?

— Всегда готов, как пионер! — задорно откликнулся Валов.

— Вот и отлично! Сам знаешь, как я на тебя надеюсь. Сколько нервов мне попортили твои предшественники, страшно подумать . Очередного прокола я допустить не могу. Так что моя жизнь в твоих руках. И здоровье. — Земцов усмехнулся. — Ладно, шутки шутками, а ведь должность арт-директора очень ответственная, и я буду с тебя спрашивать по полной программе. Итак, задача-минимум — привлечь новых клиентов с большим бюджетом и оптимизировать работу дизайнеров. Мы должны расти: агентство не может стоять на месте, нам нужно постоянно идти вперед, брать новые рубежи. Мы с тобой это не раз обсуждали. Ну и само собой, чтобы агентство развивалось, должен развиваться и ты. Ты у нас парень толковый, талантливый, творческий, все необходимые задатки у тебя есть. Я в стороне не останусь, помогу чем смогу. Хочешь тренинги, обучение — пожалуйста, только скажи. Если надо, в Москву тебя пошлем. Любые книги, журналы выпишем, на выставки отправим. В общем, проявляй инициативу, не теряйся.

В том, что Никита оправдает его доверие, Земцов не сомневался. Последние несколько месяцев Валов вел себя чрезвычайно активно, постоянно ходил на встречи, участвовал в тендерах и приводил в агентство новых перспективных клиентов. И самое главное, Земцов видел: Никите действительно нравится его работа, он превосходно во всем разбирается и, что очень важно, постоянно следит за событиями и новинками в мире дизайна, рекламы и интернет-технологий. Пожалуй, Никита был первым арт-директо-ром «Контекста», в котором Земцов был уверен на 99,9%.

Взлет

Первое, что сделал Никита, получив повышение, — почти полностью сменил дизайнеров и программистов. Ему даже удалось переманить из крупной иностранной компании известного на весь Урал флэш-аниматора. Среди прочего Никита установил строгий контроль за дисциплиной: стал следить, во сколько подчиненные приходят в офис и чем занимаются в рабочее время. Никита и сам сильно изменился. В бытность свою простым дизайнером он частенько появлялся на работе ближе к обеду и раз в час устраивал передышку — то перекур, то перекус. Когда не было срочных заказов (а раньше такое случалось) дизайнеры занимались «леваком». Никита знал обо всех проблемах, так сказать, изнутри и, став начальником, решил с ними бороться. Дизайнер-«раздолбай» превратился в требовательного арт-директора.

Благодаря бурной деятельности Никиты агентство буквально завалили заказами. Работа кипела. Чтобы уложиться в сроки, дизайнеры разве что не ночевали в офисе. Мелкие клиенты выстраивались в очередь, чтобы попасть в «Контекст», крупные — объявляли тендеры, которые Никита с легкостью выигрывал. Проблема опозданий или недоработок исчезла сама собой.

Земцов ликовал: наконец-то удалось найти человека, способного вывести агентство на тот уровень, о котором он всегда мечтал. Он перестал ходить на переговоры с клиентами: Валов и сам отлично справлялся. Вместо этого он завел обычай раз в неделю встречаться с Никитой, обсуждать текущие дела, вмеcте искать решения проблем, которые, к слову сказать, возникали все реже и реже. Земцов искренне восхищался работой Никиты и постоянно его нахваливал. Больше всего гендиректора порадовала сделка с крупным уральским мясокомбинатом — после того как Никита выполнил его заказ, Земцов вдвое поднял зарплату ему и всей его команде.

Мясокомбинат был одним из крупнейших предприятий региона, и Земцов несколько лет безуспешно пытался выиграть их тендеры. Но вот пришел Никита, и крупная рыба сама приплыла в его сеть. Такой серьезной сделки у «Контекста» еще не было. Мясокомбинат заказал все, что могло предложить агентство: внутренний и внешний интернет-сайты, электронные открытки, баннерную рекламу и разработку фирменного стиля. Несколько месяцев Никита — вместе с менеджером по продажам, а чаще один — как на дежурство ездил на мясокомбинат к директору по маркетингу. Особенно трудно шло обсуждение фирменного стиля: заказчик оказался с гонором, часто менял свое мнение и, похоже, сам не понимал, чего хочет. Сегодня он настаивал, чтобы визитки печатали на плотной матовой бумаге цвета слоновой кости, а завтра — на тонкой, белой и глянцевой; сегодня требовал поставить логотип компании в правом верхнем углу конверта, завтра — в левом нижнем. И так во всем. Никита, которого всегда страшно раздражали такие клиенты, на этот раз проявлял чудеса терпимости. С сайтом хлопот было не меньше. Программисты по десять раз переписывали код и скрипты, дизайнеры — переделывали макет.

Когда работу к радости заказчика и к огромному облегчению исполнителя наконец завершили, Никита был как выжатый лимон. В день сдачи проекта он пришел на традиционную встречу к Земцову и в изнеможении рухнул в кресло. Земцов, конечно, был в курсе, что мясокомбинат, мягко говоря, не проcтой клиент.

— Да, Никит, настрадался ты… Ну ничего, цель оправдывает средства: пара месяцев мучений и у нас в кармане целое состояние, а в активе — довольный клиент, который от нас теперь никуда не денется. Кстати, генеральный мясокомбината пел тебе такие дифирамбы — закачаешься! Да я и без него знаю, что ты крут.

— Крут-то я крут, но этот комбинат все соки из меня выжал. Сил больше нет, по ночам теперь только колбаса с ветчиной снятся. Так и двинуться недолго. Короче, хочу в отпуск — недели на две минимум.

Земцов задумался: сейчас самый разгар работ, клиенты готовятся к новому сезону, от заказчиков отбоя нет. Отпустить Никиту на целые две недели рискованно. Но, с другой стороны, парню явно нужна передышка. Проку от него в таком состоянии мало.

— Ладно, Никит, отдыхай, набирайся сил. Завтра передай все дела и с понедельника бери отпуск. Но чтобы через две недели был как огурчик!

Падение

Отпуск Никита провел в Гоа. Вернулся он загоревший, посвежевший и, по словам его подчиненных, «какой-то не такой». В чем именно он изменился, сначала никто толком понять не мог. Что-то неуловимое в его поведении, взгляде, жестах настораживало тех, кто привык видеть в нем жесткого руководителя. Приток клиентов постепенно ослабевал: видимо, почувствовав себя звездой, Никита стал отказывать мелким и даже средним заказчикам. В итоге дизайнеры, как в былые времена, порой без дела слонялись по офису. В конце концов обеспокоенный Земцов отправил Никите электронное письмо и пригласил его к себе на серьезный разговор.

Никита пришел через час и с порога заявил, что времени на беседу у него очень мало:

— Володь, у меня сегодня переговоры с одним сотовым оператором, дел, честно говоря, по горло.

— Понимаю, Никит, понимаю. Ты успокойся, сядь и послушай. Знаешь, я всегда был доволен твоей работой, во многом благодаря тебе мы завоевали изрядную долю рынка. Но если до последнего времени я видел, что мы движемся вперед, то сейчас я просто в недоумении. Мы застряли, топчемся на месте. И я чувствую, что во многом здесь твоя вина. Например, я совершенно не понимаю твоего пренебрежительного отношения к клиентам. Почему новых заказчиков становится все меньше и меньше? Куда, спрашивается, они деваются? Испаряются что ли?

— Да ты сам подумай, зачем нам эта мелкота? От них денег с гулькин нос. Конечно, я их отсылаю куда подальше. Наш масштаб — это сотовые операторы, банки, крупные промышленные предприятия. У них бюджеты такие, что многим и не снились. А мелочью пускай другие агентства занимаются, мы уже переросли этот уровень.

— Так, Никита, минуточку. Позволь уж мне решать, что мы переросли, а что нет. Мне всегда казалось, что стратегию компании определяю я, а не ты. Конечно, я с удовольствием выслушаю твое мнение, но принимать за меня решения — таких полномочий тебе никто не давал. Поэтому, будь добр, в следующий раз, прежде чем что-то менять, посоветуйся со мной.

Никита вышел от Земцова в бешенстве. На следующий день он пришел на работу только к полудню и ушел довольно рано. Так повторилось еще несколько раз. Следить за дисциплиной подчиненных он, само собой, перестал. При этом всю свою работу он исправно выполнял и клиенты по-прежнему были довольны. Тем не менее Земцову сложившаяся ситуация определенно не нравилась. Нельзя сказать, что компания теряла позиции на рынке или что действия Никиты наносили ей какой-то очевидный ущерб, — нет, такого не было. «Контекст» по-прежнему пользовался доверием клиентов, и работать с ним в деловых кругах считалось престижным. И все же Земцов чувствовал, что агентство погружается в болото. Конечно, старые клиенты никуда не денутся, это железно, но вот новых явно становилось меньше. Дизайнеры растеряли былой лоск, глядя на своего начальника, разленились и стали срывать сроки — чего раньше никогда не бывало. Но больше всего гендиректора беспокоил Никита. Все чаще Земцову приходилось его отчитывать, упрекать, ругаться с ним. И на все у Никиты был ответ: «Володь, не дави на меня! Я человек творческий, мне нужна свобода действий, свобода мысли. Хочешь получить результат, дай мне эту свободу. И вообще, не понимаю, чего ты от меня хочешь, по-моему, все идет просто отлично». И далее в том же духе. То он сравнивал себя с Дали, то с Энди Уорхолом — словом, причислял себя к гениям вселенского масштаба. «Зазвездил», — говорил про себя Земцов.

На распутье

В конце концов накопившееся недовольство заставило Земцова всерьез задуматься о судьбе Никиты. Во время своего карьерного взлета он показал, на что способен, и все привыкли считать его лидером. Казалось, все было при нем — и талант, и профессионализм, и честолюбие. Никита так умел распределять свои силы, подбирать людей и руководить коллективом, что вся работа выполнялась на высочайшем уровне и в срок. В отличие от других арт-директоров (Земцов знал это не понаслышке), он умел угодить клиенту, не впадая в крайности, не опускаясь до подхалимажа и низкопоклонства. В общем, заслуги Никиты были неоспоримы.

Но в какой-то момент он изменился: перегорел, сломался — называйте как хотите. Хотя сам Земцов склонялся к мысли, что Никита заболел звездной болезнью — причем в тяжелой форме. Если человек считает, что правила созданы не для него и что он может принимать решения за гендиректора, — дело плохо. Из-за его выкрутасов наметившееся было бурное развитие компании значительно замедлилось и в конце концов остановилось. И что хуже всего, Никита не хотел возвращаться с небес на землю: сколько раз Земцов делал ему внушения, просил, объяснял — все без толку. Никита упорно гнул свою линию.

Гендиректор хотел развивать компанию, двигаться вперед, открывать новые горизонты — и теперь Никита явно стал помехой. «Конечно, его можно отстранить от работы, сократить, уволить — все что угодно, благо способов множество, — думал Земцов. — Но если я избавлюсь от Никиты, то наживу себе очередную головную боль — придется снова искать подходящего арт-директора и возиться с ним, как с ребенком. Пока он войдет в курс дел, пока всему научится, пока начнет приносить доход! Да и вообще, таких профессионалов, как Никита, в городе днем с огнем не сыщешь! К тому же где гарантия, что очередной арт-директор не поведет себя точно так же? С другой стороны, и оставить все как есть тоже нельзя — Никита плохо влияет на подчиненных, скоро они там вконец обленятся. А с такими сотрудниками на агентстве точно можно будет поставить крест. Что же делать?»

Как поступить Земцову? Ситуацию комментируют эксперты.