Большая звезда маленького бизнеса | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Большая звезда
маленького бизнеса

Арт-директор рекламного агентства «Контекст», не выдержав испытания успехом, подхватывает звездную болезнь. Руководитель компании задумывается, стоит ли держать у себя талантливого, но явно зарвавшегося сотрудника.

Автор: Анна Натитник

Большая звезда маленького бизнеса

читайте также

Будущее: правила выживания

Доббс Ричард,  Тим Коллер,  Шри Рамасвами

В ожидании коронавируса: кто сможет преодолеть любой кризис

Нитин Нория

Меньше денег, больше смысла

Алекси Робишо,  Габриэлла Розен Келлерман,  Шон Ачор,  Эндрю Рис

Венчурному капиталисту

РЕКЛАМНОЕ АГЕНТСТВО «КОНТЕКСТ» занимало первый этаж жилого дома в центре большого уральского города. Всеми делами в компании заправлял ее основатель и генеральный директор Владимир Земцов, молодой, энергичный предприниматель, по профессии математик. «Контекст» открылся четыре года назад, и первое время Земцову казалось, что компания не протянет и месяца. Тогда директор начинал лихорадочно что-то менять: сотрудников, концепцию развития, направление деятельности. Он долго не мог найти правильный формат: сначала планировал агентство полного цикла, потом BTL и в конце концов решил ограничиться

интернетом. В результате множества изменений и перестановок (и конечно, кропотливой работы) «Контекст» из никому не известной маленькой фирмочки превратился в крупную компанию, специализирующуюся на создании и сопровождении корпоративных веб-сайтов и интерактивных рекламных акций. Штат агентства полностью укомплектовался и утрясся, и Земцов был доволен всеми сотрудниками, за исключением, пожалуй, арт-директора. На этой должности долго никто не задерживался. То генерального директора не устраивали результаты работы очередного арт-директора, то характерами не сходились — по-разному бывало, но в итоге Земцову всякий раз приходилось искать новых людей. Около года назад с этой должности ушел последний, пятый по счету, сотрудник — Виталий. Прежде чем написать заявление об увольнении по собственному желанию, он с согласия Земцова три месяца искал новую работу. На освободившееся место гендиректор планировал продвинуть одного из дизайнеров — Никиту Валова, который фактически выполнял все обязанности Виталия, пока тот занимался устройством собственной судьбы. Никита работал в «Контексте» уже год — за это время он не только показал себя отличным дизайнером, но и проявил прекрасные административные способности, так необходимые профессиональному арт-директору.

Назначение

В дверь кабинета постучали. Земцов по привычке захлопнул свой маковский ноутбук и громко крикнул: «Войдите!» На пороге возникла огромная фигура Никиты Валова: рост под два метра, широченные плечи, гладковыбритое лицо, волосы, торчащие во все стороны, потертые джинсы и вечная футболка с надписью «Клиент всегда прав».

— Заходи, Никит, садись. — Земцов сделал приглашающий жест. — Как настроение? Готов к повышению?

— Всегда готов, как пионер! — задорно откликнулся Валов.

— Вот и отлично! Сам знаешь, как я на тебя надеюсь. Сколько нервов мне попортили твои предшественники, страшно подумать . Очередного прокола я допустить не могу. Так что моя жизнь в твоих руках. И здоровье. — Земцов усмехнулся. — Ладно, шутки шутками, а ведь должность арт-директора очень ответственная, и я буду с тебя спрашивать по полной программе. Итак, задача-минимум — привлечь новых клиентов с большим бюджетом и оптимизировать работу дизайнеров. Мы должны расти: агентство не может стоять на месте, нам нужно постоянно идти вперед, брать новые рубежи. Мы с тобой это не раз обсуждали. Ну и само собой, чтобы агентство развивалось, должен развиваться и ты. Ты у нас парень толковый, талантливый, творческий, все необходимые задатки у тебя есть. Я в стороне не останусь, помогу чем смогу. Хочешь тренинги, обучение — пожалуйста, только скажи. Если надо, в Москву тебя пошлем. Любые книги, журналы выпишем, на выставки отправим. В общем, проявляй инициативу, не теряйся.

В том, что Никита оправдает его доверие, Земцов не сомневался. Последние несколько месяцев Валов вел себя чрезвычайно активно, постоянно ходил на встречи, участвовал в тендерах и приводил в агентство новых перспективных клиентов. И самое главное, Земцов видел: Никите действительно нравится его работа, он превосходно во всем разбирается и, что очень важно, постоянно следит за событиями и новинками в мире дизайна, рекламы и интернет-технологий. Пожалуй, Никита был первым арт-директо-ром «Контекста», в котором Земцов был уверен на 99,9%.

Взлет

Первое, что сделал Никита, получив повышение, — почти полностью сменил дизайнеров и программистов. Ему даже удалось переманить из крупной иностранной компании известного на весь Урал флэш-аниматора. Среди прочего Никита установил строгий контроль за дисциплиной: стал следить, во сколько подчиненные приходят в офис и чем занимаются в рабочее время. Никита и сам сильно изменился. В бытность свою простым дизайнером он частенько появлялся на работе ближе к обеду и раз в час устраивал передышку — то перекур, то перекус. Когда не было срочных заказов (а раньше такое случалось) дизайнеры занимались «леваком». Никита знал обо всех проблемах, так сказать, изнутри и, став начальником, решил с ними бороться. Дизайнер-«раздолбай» превратился в требовательного арт-директора.

Благодаря бурной деятельности Никиты агентство буквально завалили заказами. Работа кипела. Чтобы уложиться в сроки, дизайнеры разве что не ночевали в офисе. Мелкие клиенты выстраивались в очередь, чтобы попасть в «Контекст», крупные — объявляли тендеры, которые Никита с легкостью выигрывал. Проблема опозданий или недоработок исчезла сама собой.

Земцов ликовал: наконец-то удалось найти человека, способного вывести агентство на тот уровень, о котором он всегда мечтал. Он перестал ходить на переговоры с клиентами: Валов и сам отлично справлялся. Вместо этого он завел обычай раз в неделю встречаться с Никитой, обсуждать текущие дела, вмеcте искать решения проблем, которые, к слову сказать, возникали все реже и реже. Земцов искренне восхищался работой Никиты и постоянно его нахваливал. Больше всего гендиректора порадовала сделка с крупным уральским мясокомбинатом — после того как Никита выполнил его заказ, Земцов вдвое поднял зарплату ему и всей его команде.

Мясокомбинат был одним из крупнейших предприятий региона, и Земцов несколько лет безуспешно пытался выиграть их тендеры. Но вот пришел Никита, и крупная рыба сама приплыла в его сеть. Такой серьезной сделки у «Контекста» еще не было. Мясокомбинат заказал все, что могло предложить агентство: внутренний и внешний интернет-сайты, электронные открытки, баннерную рекламу и разработку фирменного стиля. Несколько месяцев Никита — вместе с менеджером по продажам, а чаще один — как на дежурство ездил на мясокомбинат к директору по маркетингу. Особенно трудно шло обсуждение фирменного стиля: заказчик оказался с гонором, часто менял свое мнение и, похоже, сам не понимал, чего хочет. Сегодня он настаивал, чтобы визитки печатали на плотной матовой бумаге цвета слоновой кости, а завтра — на тонкой, белой и глянцевой; сегодня требовал поставить логотип компании в правом верхнем углу конверта, завтра — в левом нижнем. И так во всем. Никита, которого всегда страшно раздражали такие клиенты, на этот раз проявлял чудеса терпимости. С сайтом хлопот было не меньше. Программисты по десять раз переписывали код и скрипты, дизайнеры — переделывали макет.

Когда работу к радости заказчика и к огромному облегчению исполнителя наконец завершили, Никита был как выжатый лимон. В день сдачи проекта он пришел на традиционную встречу к Земцову и в изнеможении рухнул в кресло. Земцов, конечно, был в курсе, что мясокомбинат, мягко говоря, не проcтой клиент.

— Да, Никит, настрадался ты… Ну ничего, цель оправдывает средства: пара месяцев мучений и у нас в кармане целое состояние, а в активе — довольный клиент, который от нас теперь никуда не денется. Кстати, генеральный мясокомбината пел тебе такие дифирамбы — закачаешься! Да я и без него знаю, что ты крут.

— Крут-то я крут, но этот комбинат все соки из меня выжал. Сил больше нет, по ночам теперь только колбаса с ветчиной снятся. Так и двинуться недолго. Короче, хочу в отпуск — недели на две минимум.

Земцов задумался: сейчас самый разгар работ, клиенты готовятся к новому сезону, от заказчиков отбоя нет. Отпустить Никиту на целые две недели рискованно. Но, с другой стороны, парню явно нужна передышка. Проку от него в таком состоянии мало.

— Ладно, Никит, отдыхай, набирайся сил. Завтра передай все дела и с понедельника бери отпуск. Но чтобы через две недели был как огурчик!

Падение

Отпуск Никита провел в Гоа. Вернулся он загоревший, посвежевший и, по словам его подчиненных, «какой-то не такой». В чем именно он изменился, сначала никто толком понять не мог. Что-то неуловимое в его поведении, взгляде, жестах настораживало тех, кто привык видеть в нем жесткого руководителя. Приток клиентов постепенно ослабевал: видимо, почувствовав себя звездой, Никита стал отказывать мелким и даже средним заказчикам. В итоге дизайнеры, как в былые времена, порой без дела слонялись по офису. В конце концов обеспокоенный Земцов отправил Никите электронное письмо и пригласил его к себе на серьезный разговор.

Никита пришел через час и с порога заявил, что времени на беседу у него очень мало:

— Володь, у меня сегодня переговоры с одним сотовым оператором, дел, честно говоря, по горло.

— Понимаю, Никит, понимаю. Ты успокойся, сядь и послушай. Знаешь, я всегда был доволен твоей работой, во многом благодаря тебе мы завоевали изрядную долю рынка. Но если до последнего времени я видел, что мы движемся вперед, то сейчас я просто в недоумении. Мы застряли, топчемся на месте. И я чувствую, что во многом здесь твоя вина. Например, я совершенно не понимаю твоего пренебрежительного отношения к клиентам. Почему новых заказчиков становится все меньше и меньше? Куда, спрашивается, они деваются? Испаряются что ли?

— Да ты сам подумай, зачем нам эта мелкота? От них денег с гулькин нос. Конечно, я их отсылаю куда подальше. Наш масштаб — это сотовые операторы, банки, крупные промышленные предприятия. У них бюджеты такие, что многим и не снились. А мелочью пускай другие агентства занимаются, мы уже переросли этот уровень.

— Так, Никита, минуточку. Позволь уж мне решать, что мы переросли, а что нет. Мне всегда казалось, что стратегию компании определяю я, а не ты. Конечно, я с удовольствием выслушаю твое мнение, но принимать за меня решения — таких полномочий тебе никто не давал. Поэтому, будь добр, в следующий раз, прежде чем что-то менять, посоветуйся со мной.

Никита вышел от Земцова в бешенстве. На следующий день он пришел на работу только к полудню и ушел довольно рано. Так повторилось еще несколько раз. Следить за дисциплиной подчиненных он, само собой, перестал. При этом всю свою работу он исправно выполнял и клиенты по-прежнему были довольны. Тем не менее Земцову сложившаяся ситуация определенно не нравилась. Нельзя сказать, что компания теряла позиции на рынке или что действия Никиты наносили ей какой-то очевидный ущерб, — нет, такого не было. «Контекст» по-прежнему пользовался доверием клиентов, и работать с ним в деловых кругах считалось престижным. И все же Земцов чувствовал, что агентство погружается в болото. Конечно, старые клиенты никуда не денутся, это железно, но вот новых явно становилось меньше. Дизайнеры растеряли былой лоск, глядя на своего начальника, разленились и стали срывать сроки — чего раньше никогда не бывало. Но больше всего гендиректора беспокоил Никита. Все чаще Земцову приходилось его отчитывать, упрекать, ругаться с ним. И на все у Никиты был ответ: «Володь, не дави на меня! Я человек творческий, мне нужна свобода действий, свобода мысли. Хочешь получить результат, дай мне эту свободу. И вообще, не понимаю, чего ты от меня хочешь, по-моему, все идет просто отлично». И далее в том же духе. То он сравнивал себя с Дали, то с Энди Уорхолом — словом, причислял себя к гениям вселенского масштаба. «Зазвездил», — говорил про себя Земцов.

На распутье

В конце концов накопившееся недовольство заставило Земцова всерьез задуматься о судьбе Никиты. Во время своего карьерного взлета он показал, на что способен, и все привыкли считать его лидером. Казалось, все было при нем — и талант, и профессионализм, и честолюбие. Никита так умел распределять свои силы, подбирать людей и руководить коллективом, что вся работа выполнялась на высочайшем уровне и в срок. В отличие от других арт-директоров (Земцов знал это не понаслышке), он умел угодить клиенту, не впадая в крайности, не опускаясь до подхалимажа и низкопоклонства. В общем, заслуги Никиты были неоспоримы.

Но в какой-то момент он изменился: перегорел, сломался — называйте как хотите. Хотя сам Земцов склонялся к мысли, что Никита заболел звездной болезнью — причем в тяжелой форме. Если человек считает, что правила созданы не для него и что он может принимать решения за гендиректора, — дело плохо. Из-за его выкрутасов наметившееся было бурное развитие компании значительно замедлилось и в конце концов остановилось. И что хуже всего, Никита не хотел возвращаться с небес на землю: сколько раз Земцов делал ему внушения, просил, объяснял — все без толку. Никита упорно гнул свою линию.

Гендиректор хотел развивать компанию, двигаться вперед, открывать новые горизонты — и теперь Никита явно стал помехой. «Конечно, его можно отстранить от работы, сократить, уволить — все что угодно, благо способов множество, — думал Земцов. — Но если я избавлюсь от Никиты, то наживу себе очередную головную боль — придется снова искать подходящего арт-директора и возиться с ним, как с ребенком. Пока он войдет в курс дел, пока всему научится, пока начнет приносить доход! Да и вообще, таких профессионалов, как Никита, в городе днем с огнем не сыщешь! К тому же где гарантия, что очередной арт-директор не поведет себя точно так же? С другой стороны, и оставить все как есть тоже нельзя — Никита плохо влияет на подчиненных, скоро они там вконец обленятся. А с такими сотрудниками на агентстве точно можно будет поставить крест. Что же делать?»

Как поступить Земцову? Ситуацию комментируют эксперты.