Пусть ваши сотрудники работают из дома | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пусть ваши сотрудники работают
из дома

Сотрудники колл-центра Ctrip, переведенные на надомную работу, стали делать больше звонков, чем их коллеги в офисе.

Автор: Николас Блум

Пусть ваши  сотрудники работают из дома

читайте также

Лучший возраст для стартапа

Бенджамин Джонс,  Дж. Дэниэл Ким,  Пьер Азулай,  Хавьер Миранда

Причины успеха настоящих лидеров

Берни Свайн

Новый облик промышленного гиганта

О’Брайен Луиза,  Стюарт Томас

Кто будет делать выводы?

Елена Евграфова

Исследование: Николас Блум вместе со студентом выпускного курса и основателем китайского туристического сайта Ctrip Джеймсом Ляном провели эксперимент — предложили сотрудникам колл-центра Ctrip в течение девяти месяцев работать из дома. Половине желающих такую возможность действительно дали, вторую половину оставили в офисе в качестве контрольной группы. В результате оказалось, что люди, которым не нужно приходить в офис, чувствуют себя более счастливыми, реже задумываются об увольнении и работают более продуктивно, чем их коллеги из второй группы.

Вопрос: Может, всем стоит работать не вставая с дивана? Повысят ли компании производительность труда, позволив сотрудникам работать из дома?

Профессор Блум, защищайте свою идею!

Блум: То, что я увидел на примере Ctrip, потрясло меня. Компания думала, что, отослав часть сотрудников из офиса, она сэкономит на аренде и мебели, а эта экономия, в свою очередь, покроет потери от того, что дома люди будут работать хуже, чем в коллективе. На самом же деле мы обнаружили, что надомники делали на 13,5% больше звонков, то есть компания практически получила дополнительный рабочий день в неделю. К тому же увольнялись они вдвое реже. Такого мы просто не ожидали! И, что вполне предсказуемо, они были более довольны своей работой.

HBR: Cколько удалось сэкономить на мебели и аренде?

Экономия за девять месяцев составила $1900 на человека.

С текучкой все понятно: ког­­да работаешь на дому, появляется время для занятий c детьми и бытовыми делами. А чем объяснить рост производительности труда? Почему дома человек выполняет гораздо больший объем работы?

Процентов на тридцать, по нашему мнению, это объясняется более спокойной домашней обстановкой — поэтому людям легче сосредоточиться на звонках клиентам. В офисе, как мы знаем, всегда столько отвлекающих факторов! А остальное — результат более продолжительной работы. Сотрудники раньше приступали к работе, меньше ­прерывались и ­трудились до конца дня. Им не приходилось тратить время на дорогу или бегать по своим делам в обеденный перерыв. Кроме того, надомники реже брали больничные. Если вы поищите в интернете информацию о преимуществах и недостатках работы на дому, то увидите одни минусы, в то время как на самом деле все ровно наоборот.

Значит, Марисса Майер была неправа, когда в прошлом году запретила сотрудникам Yahoo работать из дома?

Все не так просто. Существует множество факторов, в силу которых подобный запрет может быть оправдан. Например, когда корпоративная культура не настолько сильна и сотрудник, оказавшись один на один с собой, теряет мотивацию и халтурит. К тому же мы исследовали работу колл-центра, которую легко выполнять удаленно, а затем — легко оценивать.

А сотрудники знали, что вы будете следить за производительностью их труда? Может, они поначалу специально старались показать, что надом­ная схема работает, а спустя ­какое-то время тоже расслабились?

Это очень важный вопрос. Именно поэтому наш эксперимент длился целых девять месяцев. Положительный эффект от надомной работы был стабильным на протяжении всего этого периода. Так что говорить о непродолжительном всплеске энтузиазма не приходится.

Работникам умственного труда и людям творческих профессий тоже лучше трудиться дома?

Мы считаем, что наилучший результат в данном случает дает именно механическая работа. Что касается творчества, то еще предстоит понять, как на него влияет работа в коллективе. Однако уже сегодня можно сказать, что независимо от вида деятельности полезно давать сотрудникам один-два внеофисных дня. Это благотворно влияет на их самочувствие, повышает рейтинг компании на рынке труда и снижает текучесть кадров. К примеру, JetBlue разрешает сотрудникам работать на расстоянии трех часов езды от офиса — это дает возможность людям время от времени появляться на работе, а компании — получить более широкий выбор кандидатов. Когда я поинтересовался у руководителей JetBlue, в чем смысл этой политики, они ответили: теперь они могут нанимать высокообразованных женщин с маленькими детьми. И в целом, как считается в компании, эта практика повышает качество персонала.

Кого еще очень устраивает работа на дому?

Прежде всего, людей с устоявшимися жизненными интересами: сотрудников старшего возраста, состоящих в браке и имеющих детей. Мы заметили, что молодежь не очень стремится работать удаленно. Для нее офис — важное социальное пространство. Что касается доходов, то здесь мы видим два ­противоположных ­полюса: с одной стороны, часто и много работают дома почасовики, например сотрудники колл-центров или корректоры, объем и качество работы которых легко оценить. С другой — высококвалифицированные специалисты и руководители высшего звена, обладающие, как правило, сильной внутренней мотивацией.

Существуют ли люди, которые не могут или не должны работать дома?

Безусловно. Не все этого хотят, и не все для этого достаточно дисциплинированы. В Ctrip мы наблюдали за людьми, которые сами вызвались работать дома, так что они были изначально мотивированы. Именно так и должно быть. Некоторые из тех, кто принимал участие в нашем эксперименте, после его окончания отказались в дальнейшем работать из дома. Заметим, что этим сотрудникам дистанционная работа давалась хуже всего. И все же компании удалось сколотить крепкий костяк из сильных удаленных работников.

Я уже вижу, как руководители принимают ваши рекомендации в штыки, ведь контролировать сотрудников на расстоянии гораздо сложнее.

Как правило, больше всего возмущаются менеджеры среднего звена.

И как с этим бороться?

Ctrip затеяла этот эксперимент, отчасти чтобы переубедить некоторых скептически настроенных менеджеров, предъявив им ­неопровержимые факты. Я советую руководителям ­использовать все возможности — например, сильное ненастье, вынуждающее людей остаться дома, — чтобы подсчитать выгоду от удаленной работы. Любой форс-мажор — отличная возможность убедиться в том, как эффективно люди трудятся дома.

Если сотрудники два дня в неделю работают из дома, не нарушит ли это производственный процесс? Как, к примеру, вы проведете собрание?

Есть два пути решения этой проблемы. Во-первых, можно распределять дни удаленной работы так, чтобы определенный процент сотрудников всегда находился в офисе. Так стоит поступать, если вы хотите сэкономить рабочее пространство и снизить затраты на аренду помещения. Во-вторых, можно установить обязательные «присутственные» дни — и вы всегда будете знать, когда ваши люди в офисе. У каждого из этих подходов, конечно, есть свои плюсы и свои минусы.

Я уже жалею, что не беру это интервью, сидя у себя на кухне в одном нижнем белье. Может быть, наша беседа получилась бы куда более интересной?!

Если вы работаете дома, это вовсе не значит, что не нужно одеваться. И все же, действительно, попробуйте следующее интервью для этой рубрики взять, не выходя из дома, и сравните результаты. Все познается на собственном опыте.