читайте также
Вспомните коллегу, которого, по вашему мнению, можно было бы назвать выгоревшим. Скорее всего, вы представите себе сотрудника, который перегружен, разрывается между приоритетами, выглядит изможденным и поникшим. Вы правы: выгорание действительно разрушительно действует как на психологическое, так и на физическое состояние человека.
Выгорание — результат хронического стресса, который имеет тенденцию накапливаться. Хотя большая часть стресса нередко связана с работой, мы привыкли считать выгорание личной проблемой, бороться с которой каждому приходится самостоятельно. Для этого в ход идут простые методы: заниматься спортом, глубже дышать, больше спать, практиковать устойчивость через медитацию, учиться говорить «нет».
Сегодня, однако, появляется все больше свидетельств того, что подобных мер для борьбы с выгоранием недостаточно. Важно системно на уровне организации выстраивать стратегию, которая способствовала бы повышению уровня благополучия каждого сотрудника. Особенно это актуально в свете последних исследований, которые демонстрируют, что с выгоранием в той или иной мере сталкивается большинство работающего населения. Опрос Gallup, например, показал, что 28% сотрудников чувствовали себя выгоревшими часто или всегда, а 48% — иногда. Получается, что 76% представителей компаний не понаслышке знакомы с этой проблемой. Еще одна причина, по которой организации выгодно заботиться о благополучии сотрудников, связана с тем, что состояние персонала напрямую влияет на финансовые показатели и репутацию бизнеса.
Рассмотрим меры, которые могут принять руководители компании, чтобы предотвратить выгорание персонала и помочь тем, кто уже столкнулся с этой проблемой.
Признаки выгорания
Всемирная организация здравоохранения утверждает, что о выгорании могут свидетельствовать три индикатора:
• чувство истощенности — отсутствие сил для качественной работы;
• цинизм — растущая психическая дистанция от работы, негативные эмоции, чувство оторванности от проектов и окружающих людей: коллег, друзей, семьи;
• ощущение неэффективности собственной работы — объективное или субъективное снижение производительности труда.
Как предотвратить выгорание в команде
Цель руководителя — понимать, какие факторы ведут к выгоранию, и влиять на них.
Нагрузка
С одной стороны, выгорание от перегрузки может возникать у преданных своему делу сотрудников, убежденных, что добиться успеха можно, только работая на износ. Они доводят себя до физического и умственного истощения, не ходят в отпуск, набирают все больше задач. Но в какой-то момент выдыхаются, начинают часто болеть, ошибаться.
С другой стороны, как ни парадоксально, выгорание может быть результатом слишком маленькой нагрузки. Если объем задач небольшой, а их характер — однообразный и неинтересный, человеку становится скучно, он чувствует невостребованность, неоцененность, ему не хватает значимых связей с коллегами и руководством. В результате он теряет энтузиазм и становится циничным и вялым.
Задача руководителя — гибко управлять нагрузкой сотрудников, учитывая индивидуальные особенности каждого: личностные качества, мотивацию, компетенции, убеждения. Необходимо также понимать, что отдых — это не каприз, а обязательное условие высокой производительности.
Ценности
Чем в большей степени работа соответствует ценностям человека, тем более значимой она ему кажется и тем больше энергии он вкладывает в свои действия. Если ценности компании и сотрудника расходятся, возникает внутренний конфликт. Какое-то время человек будет терпеть, все больше выгорая на работе, но рано или поздно начнет искать новые возможности в другом месте — в другой команде или компании.
Задача руководителя — проектировать, подобно архитектору, работу с командой, используя в качестве фундамента ценности каждого сотрудника. Нужно творчески управлять условиями работы, содержанием задач, находить «ингредиенты», которые позволят людям следовать своим убеждениям.
Признание
Если заслуги сотрудника не признаются, ему кажется, что он работает неэффективно, — в результате он теряет мотивацию и веру в себя. Это один из основных признаков эмоционального выгорания. Людям важно видеть, что усилия, которые они инвестируют в работу, заметны и поощряются.
Задача руководителя — отмечать вклад сотрудников в общее дело. Чтобы формат признания был персонализированным, необходимо подбирать подходящие инструменты. Среди прочего, можно давать людям более сложные задачи, расширять их зону ответственности, позволять работать по гибкому графику, инвестировать в дополнительное обучение, поддерживать стремление расти и развиваться, способствовать укреплению их репутации, публично признавать их заслуги и благодарить за вклад.
Автономия и контроль
Разным категориям сотрудников необходим разный уровень автономии. Зрелым и опытным важно чувствовать, что им доверяют, и позволяют самостоятельно определять, как двигаться по проекту, расставлять приоритеты, устанавливать сроки. Новичка такая свобода будет фрустрировать — ему важно быть на связи с руководителем, обсуждать контрольные точки, «сверять часы», получать подтверждение того, что он двигается в нужном направлении и ритме.
Задача руководителя — найти баланс между автономией и контролем. Для этого необходимо определить мотивацию и уровень развития компетенций каждого сотрудника.
Справедливость
Когда человеку кажется, что его работу несправедливо оценивают и вознаграждают, а задачи несправедливо распределяют, он теряет интерес к делу, становится циничным и токсичным.
Задача руководителя — четко формулировать задачи, ожидания от подчиненных и критерии оценки работы каждого сотрудника.
Окружение, атмосфера в команде
Отношения в коллективе влияют на устойчивость команды и совместную работу. Они также воздействуют на состояние каждого сотрудника. В некоторых командах, особенно работающих под давлением, люди могут чувствовать себя изолированными, испытывать сложности с адаптацией, ощущать недовольство собой и внешними условиями.
Задача руководителя — не только тщательно отбирать людей и помогать новичкам интегрироваться, но и способствовать развитию команды, формированию крепких профессиональных отношений и связей между сотрудниками, фокусироваться на общем результате и поддерживать здоровую атмосферу в коллективе. Ощущение опоры и поддержки — действенная профилактика выгорания.
Как помочь тем, кто выгорел
Если избежать выгорания не удалось, необходимо минимизировать его последствия.
• Помочь заметить и признать выгорание
Зачастую выгоревшие сотрудники даже не осознают своего состояния, не обращают на него внимания — и этим лишь усугубляют последствия. Если руководителя заботит не только результат работы подчиненного, но и способы достижения этого результата, он наверняка заметит сигналы выгорания. В таком случае стоит поделиться с человеком своими наблюдениями, объяснить, какие риски могут возникнуть, и предложить помощь и поддержку.
• Порекомендовать обратиться за профессиональной помощью
Побороть выгорание без помощи профессионального психолога удается далеко не во всех случаях. Зная об этом, руководитель может оказать подчиненному информационную поддержку — поделиться контактами психологов, рассказать, какие возможности предоставляют корпоративные программы ДМС или программы по поддержке благополучия сотрудников. Многие руководители убеждены, что люди обо всем этом знают, — но это не так.
• Рассмотреть причины, которые провели к выгоранию
Важно вместе с сотрудником проанализировать факторы, способствовавшие выгоранию, чтобы сделать выводы и понять, что необходимо изменить — как подчиненному, так и руководителю.
Выгорание — проблема не только сотрудников, но и их руководителей. Если менеджеры будут обращать внимание на состояние подчиненных (не забывая следить и за собой), они сохранят здоровье коллектива — физическое и психологическое — и его работоспособность.