Как разговаривать с сотрудником, который не оправдывает ожиданий | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Как разговаривать с сотрудником, который не
оправдывает ожиданий

Услышать из уст руководителя негативный отзыв о своей работе болезненно для подчиненного, однако правильно построенный диалог поможет обеим сторонам остаться в выигрыше

Автор: Дженни Фернандес

Как разговаривать с сотрудником, который не оправдывает ожиданий
Nik Shuliahin / Unsplash

читайте также

Консультантам не помешает реальный опыт

Скотт Беркун

Что делает футбольный клуб «Барселона» столь успешным

Андрес Атум,  Люциана Сильвестре

Методика рейтинга цифровой конкурентоспособности

Аджай Бхалла,  Бхаскар Чакраворти,  Рави Шанкар Чатурведи

10 качеств инновационного лидера

Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман

В качестве коуча по лидерству и командной работе я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда руководители чувствуют себя недостаточно подготовленными для того, чтобы дать сотруднику негативную обратную связь в отношении его работы. Эти разговоры бывают особенно трудными, потому что могут дорого обойтись обеим сторонам.

Нелестные отзывы об эффективности и неутешительные рейтинги могут существенно отразиться на зарплате и карьерном росте сотрудника. Более того, если негативная обратная связь станет для сотрудника неожиданностью, возможно, это подтолкнет его к поиску новой работы.

Тем не менее, такие непростые моменты также помогают укрепить отношения между руководителем и сотрудником. Вот каким образом руководители могут вести нелегкие разговоры о результативности сотрудников, ставя во главу угла не поиск ошибок, а возможность совместной работы, направленной на повышение приверженности росту и развитию.

Подготовьте почву для сотрудничества

Когда реальные результаты работы сотрудника не соответствуют вашим ожиданиям, для начала определите, как должен выглядеть успех сотрудника и кто будет участвовать в том, чтобы эффективность труда повысилась. Вам нужно совместно работать над тем, чтобы сотрудник чувствовал, что его ценят и поддерживают. Начать можно с заявления: «Наш диалог должен быть честным и открытым. Моя цель — дать вам четкую обратную связь и убедиться, что общими усилиями мы помогаем вам совершенствоваться».

Оглянитесь назад   

Во время беседы постарайтесь оглянуться назад и осмыслить ситуацию. Для начала попросите сотрудника подумать о своем положении и оценить собственную работу. Например:  

Давайте посмотрим, как мы пришли к сложившейся ситуации и какие факторы повлияли на наш путь. Я бы хотел предложить вам подумать о вашей роли в команде и оценить вашу работу. Удалось ли вам выполнить все свои задачи и оправдать ожидания? Не могли бы вы поделиться своей точкой зрения насчет того, что получилось, а что нет? Оглянитесь назад и подумайте: будь у вас возможность что-то изменить или улучшить, что бы вы сделали по-другому и почему?

Постарайтесь понять ценности сотрудника

Согласно исследованиям, вовлеченность сотрудника и улучшение качества его работы напрямую связаны. В числе своих приоритетов сотрудники часто называют достижение целей, выполнение значимой работы и способность внести вклад в общее дело, а это оказывает воздействие на то, насколько они вовлечены в деятельность компании и преданны ей. Прежде чем начать разговор о повышении результативности, постарайтесь понять ценности сотрудника. Выстраивайте беседу вокруг личностного и профессионального роста, и тогда вы сможете увязать задачи организации с индивидуальными устремлениями сотрудников.

Во время процесса обратной связи также обсудите, как нынешние действия и качество работы подчиненного связаны с его долгосрочными карьерными целями. Возможные варианты вопросов:

— Когда вы думаете о своих долгосрочных карьерных целях, как ваша нынешняя роль способствует профессиональному росту?

— Какие аспекты вашей работы, на ваш взгляд, наиболее соответствуют вашим карьерным устремлениям и как нам опереться на эти сильные стороны?

— Вы могли бы рассказать о каком-либо опыте или навыках, которыми надеетесь вскоре обзавестись, чтобы способствовать своему карьерному росту?

Давайте конструктивную обратную связь

Когда вы даете обратную связь, помните о ясности и конкретике. Следует приводить наглядные примеры, а не рассуждать гипотетически, чтобы сотрудник четко понял, почему качество его работы не оправдывает ожиданий. Избегайте двусмысленности

Опирайтесь на мнения различных стейкхолдеров и участников кросс-функциональной команды, чтобы дать сотруднику более глубокое понимание ситуации. Это не только поможет человеку познакомиться с более широким спектром мнений, но и продемонстрирует вашу приверженность справедливости и инклюзивности. Кроме того, это будет способствовать большей открытости и прозрачности рабочего процесса. Если обратная связь поступает от группы людей, сотруднику труднее обвинить вас в предвзятости. Становится ясно, что такая обратная связь включает в себя более широкий круг наблюдений и мнений различных участников команды. Фокус переносится с поисков виновного на совместное решение проблем и развитие, поскольку все заинтересованы в улучшениях. Подход, в центре которого находится стейкхолдер, помогает сотруднику самому признать необходимость перемен, взять на себя ответственность и позаботиться о своей результативности.

А еще очень важно, чтобы вы повременили с вынесением суждений и подошли к разговору как к исследованию, не упуская из виду эмоциональный аспект. Например:

У вас хороший показатель результативности по вашему проекту, это здорово! Тем не менее, создается впечатление, что вы добились этого в ущерб своим кросс-функциональным отношениям. Некоторые участники команды выразили сомнения насчет того, насколько успешно вы выполняете свои обязанности по управлению проектом. Коллеги были вынуждены вмешаться и прикрыть вас, когда вы срывали дедлайны, а для этого им приходилось повышать свою производительность, чтобы вовремя реализовать проект. В дополнение к этому я заметил, что в ходе онлайн-совещаний вы то и дело отвлекаетесь и не принимаете должного участия. Такое поведение сигнализирует остальным участникам команды об отсутствии у вас заинтересованности и уважения, и полученная вами обратная связь по методу «360 градусов» отражает это мнение.

Создавайте условия для откровенного разговора и помните: причины того, что работа вашего сотрудника далека от совершенства, могут быть связаны с его личными обстоятельствами. Необходимо демонстрировать эмпатию и открытость. Для этого вы можете поделиться соответствующим личным опытом. Например:

А вы знаете, что я интроверт? Большие совещания меня очень выматывают, особенно, когда они плохо организованы. Для повышения самоконтроля я стараюсь надлежащим образом планировать совещания. Я готовлю четкий план и назначаю конкретных участников команды ответственными за те или иные этапы встречи. Когда у каждого сотрудника своя роль в проведении совещания, люди осознают, что необходимо приходить подготовленными и никто не пытается доминировать в разговоре. Кроме того, такая ситуация позволяет мне показывать пример: команда видит, что значит хорошо организованное совещание и как они сами могут адаптировать эту структуру к собственным совещаниям. 

Попросите вашего сотрудника честно сказать вам, что, по его мнению, стало причиной негативной обратной связи. Дайте ему выговориться, высказать свое мнение. В большинстве случаев сотрудники берут на себя хотя бы частичную ответственность за результаты. Если нет, возможно, они необучаемы.

Давайте положительное подкрепление

Теперь, когда вы оглянулись назад и дали оценку случившемуся, вам стоит перенести фокус на то, что происходит сейчас. Задайте тон разговору, признавая сильные стороны и лучшие побуждения сотрудника. Если вы уделите внимание эмпатии и пониманию, это поможет человеку осознать: разговор в большей степени посвящен росту и развитию, нежели критике. Нужно послать сотруднику следующий месседж: улучшения в его работе возможны, а вы вместе со всей командой окажете ему необходимую помощь на пути самосовершенствования. Вспомним слова Чарльза Шваба: «Чтобы развить то лучшее, что есть в человеке, нужно по достоинству его оценить и оказать ему поддержку».

Предлагайте реализуемый план развития

Постарайтесь, чтобы ваша обратная связь была сфокусирована на будущем, и вы как руководитель могли попросить сотрудника вообразить «а что, если?» Например, «как бы вы справились с ситуацией, если бы…?» Когда вы даете обратную связь, сосредоточиваясь на будущем, это позволяет избавиться от стигматизирующего эффекта критики. Вы настраиваете сотрудника таким образом, чтобы он поверил в свою способность добиться желаемого результата в будущем; в конце концов, мы с вами не в силах изменить прошлое.

Заново обозначьте свои ожидания

Четко сориентируйте сотрудника относительно направленности ваших ожиданий. Убедитесь, что сотрудник действует в соответствии со стандартами и целями вашей организации. Как сказал писатель, эксперт по продажам и мотивационный спикер Зиг Зиглар, «правильно поставленная цель уже наполовину достигнута».

Чтобы способствовать диалогу, стоит задать, например, такие вопросы:

— Какие именно действия и какое поведение, на ваш взгляд, необходимы, чтобы привести вашу работу в соответствие с целями и ожиданиями организации?

— Как мы можем сотрудничать, чтобы убедиться, что вы четко понимаете, в каком направлении развиваются стандарты работы?

— Как я могу вас поддержать и какими ресурсами организации вы хотели бы воспользоваться? (например, обучение, постоянная обратная связь, неформальное общение с коллегами в начале совещаний и т.д.)?

***

Разговор с сотрудником об улучшении качества его труда требует подготовки, эмпатии и нацеленности на совместную работу. Создание условий для саморефлексии и понимания возможности перемен помогут сотруднику уйти от ощущения жертвы и почувствовать себя наделенным возможностями. Даже если узнать правду о своей нынешней результативности сотруднику тяжело и, возможно, больно, это обучающий момент, которым руководители должны воспользоваться, ведь он поможет сотрудникам стать более выносливыми, лучше справляться с решением проблем и успешнее развивать профессиональные отношения.