Как руководить аморальным сотрудником | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как руководить
аморальным сотрудником

Моральное поведение — производное и от характера человека, и от ситуации.

Автор: Томас Чаморро-Премузик

Как руководить аморальным сотрудником

читайте также

«Хорошие» компании выпускают больше инновационных продуктов

Ду Шуйли,  Люо Сюэмин

Сканворд для лидера

Мясоедов Сергей

Чтобы переговоры были успешными, не забудьте пожать друг другу руки

Франческа Джино

7 июня 2016 года журнал «Harvard Business Review — Россия» провел очередной бизнес-завтрак, посвященный цифровой трансформации бизнеса.

Из всех проблем, с которыми сталкиваются управленцы, эту обсуждают наиболее редко. Как обходиться с личностями, склонными к аморальному поведению, в особенности, если это талантливые специалисты и заменить их некем?

На этот вопрос наложено табу по трем причинам. Во-первых, мораль трудно поддается определению, особенно если не углубляться в философию, авторы же книг по менеджменту менее всего склонны к метафизике. Во-вторых, заклеймить человека, назвав его аморальным, тоже ведь нелегко, да и все синонимы — безнравственный, бесчестный, беспринципный — не годятся даже в качестве эвфемизмов. И третья проблема: руководитель пытается оценивать с моральной точки зрения не только подчиненных, но и самих себя. И зачастую управленцы поддаются распространенному заблуждению, будто честность и профессионализм напрямую друг с другом связаны. Это неверно: многие честные люди не справляются с работой и нередко встречаются умелые, но нечестные на руку сотрудники.

В итоге большинство менеджеров действуют в убеждении, будто их подчиненные — нормальные, честные люди; черная овца если и затесывается среди них, то крайне редко, а главное — ее ничего не стоит вычислить. Однако аморальное поведение на работе — дурное обращение со служащими, нарушение заведенных правил и воровство — обходится в миллиарды долларов ежегодно. Взять хотя бы скандалы с Enron и WorldCom: они в первый же год лишили экономику США $40 миллиардов (!) — суммы, равной расходам на внутреннюю безопасность страны.

А значит, пора признать, что некоторые люди оказываются податливее на искушение, чем другие, и от руководителя во многом зависит, сумеет ли он снизить процент такого рода инцидентов в своей команде и организации. Вот шесть почерпнутых из научной литературы советов, как управлять склонным к аморальному поведению сотрудником.

Займите его делом. Исследования подтвердили, что удовлетворенность работой способствует укреплению нравственных качеств и склонность к контрпродуктивному поведению снижается, то есть даже не слишком нравственные личности начинают вести себя лучше, когда увлечены делом. И наоборот, даже человек высокоморальный отчасти утрачивает эти качества, если чувствует себя лишним и ненужным. Давайте своим сотрудникам важные задания, обращайтесь с ними, как со взрослыми людьми, и они будут вынуждены подчиняться дисциплине и поступать ответственно вне зависимости от своих склонностей.

Подавайте пример. Исследования также показали, что моральный уровень руководителя определяет, будут ли сотрудники воспринимать организацию в целом как моральную или аморальную. Вывод для управленца ясен: хотите, чтобы сотрудники хорошо себя вели — начните с себя. Особенно это важно при прямом подчинении: метааналитика доказала, что сотрудники, которые доверяют начальнику, чувствуют себя счастливее и более продуктивны в работе — и все в итоге оказываются в выигрыше.

Ставьте ненадежных людей в пару с надежными. Хотя «дурная компания» поминается гораздо чаще хорошей, на самом деле «горизонтальное давление» также способствует улучшению поведения. Соединяйте необремененных нравственностью сотрудников в мини-команды с высокоморальными коллегами, и это послужит стимулом для этичного поведения. Люди обучаются через наблюдение и подражание, зачастую сами того и не замечая. Недавние исследования показали, что основным моральным ориентиром на работе служат ближайшие коллеги.

Вкладывайтесь в моральное воспитание. Моральные принципы в основном формируются еще до достижения зрелости. И тем не менее организация может повлиять на решения и поступки своих сотрудников, проводя направленные образовательные программы. Например, Ethics Resource Center сообщает, что в организациях, где применяются структурированные программы, например, поощряются сообщения о фактах коррупции, снижается уровень контрпродуктивного поведения и других нарушений, а уровень удовлетворенности сотрудников повышается.

Избавьте от искушения. Как шутил Оскар Уайльд, «в деревне все добродетельны, ведь там нет искушений». Моральное поведение — производное и от характера человека, и от ситуации. У каждого есть темные стороны, однако антисоциальные аспекты личности с большей вероятностью проявляются в дурной среде, в ситуациях, когда соблазн есть, а сдерживающие факторы отсутствуют. Личность исправить трудно, однако руководитель вполне может повлиять на среду, в которой находятся его сотрудники, и он может помочь тем из них, у кого имеются проблемы с самоконтролем, если сам будет более внимательно контролировать и опекать их.

Насаждайте культуру альтруизма. В одночасье, конечно, организационную культуру не изменишь, но метааналитические исследования показали, что в альтруистической культуре исчезают неэтические проявления, а культура эгоизма, напротив, им способствует. Конечно, объявить «честность» в качестве основной ценности недостаточно: многие компании давно уже составили список основных ценностей, добавив туда также креативность, разносторонность и корпоративную ответственность, но это все лозунги с веб-сайтов по личностному росту. Важнее другое: убедить сотрудников в том, что организация по-настоящему ценит альтруистическое, великодушное поведение.

Вероятно, вы уже призадумались: а нельзя ли просто не брать нечестных людей на работу? Проще сказать, чем сделать. Менеджер, конечно, старается выяснить моральные убеждения соискателя, задавая вопросы на собеседовании и вчитываясь в его анкету. Однако недавний обзор показал, что «самооценка человека представляет собой логический парадокс: человек, которому недостает честности, как раз и отличается умением манипулировать и обманывать, то есть его самооценка едва ли может быть информативной. Но поскольку профилактика — лучшее лечение, менеджер при найме на работу должен принять во внимание другие источники информации: оценку коллег, отзывы и рекомендации, причем рекомендации следует тщательно проверять. Прогноз о будущем правильнее всего строить на основании уже известного поведения человека в прошлом, поэтому лучший способ разобраться с надежностью потенциального кандидата — всмотреться в его репутацию. А пока руководители не уделяют достаточного внимания надежным сведениям такого рода, аморальное поведение остается «вкрадчивым убийцей» как и карьер тех или иных сотрудников, так и эффективности организации в целом.

Читайте по теме: