Увлечения сотрудников могут пойти на пользу вашей компании | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Увлечения сотрудников могут пойти на пользу
вашей компании

Любой начальник старается максимально использовать потенциал своего лучшего сотрудника.

Авторы: Сальвадор Арагон , Селия де Анка

Увлечения сотрудников могут пойти на пользу вашей компании

читайте также

Пять сценариев цифровой трансформации

Павел Алферов,  Степан Масленников

Момент истины

Жозетт Акреш-Гонсалес

Три совета тем, кто поругался с коллегой или начальником

Брианна Каза,  Мара Олекалнс,  Тимоти Вогус

Как Amazon автоматизировала процессы и нашла сотрудникам работу получше

Алекс Кантровиц

Исследования показывают, что уровень вовлеченности сотрудников весьма низок и продолжает снижаться. При этом начальников, которых мы опрашивали, огорчает, что их подчиненные всей душой отдаются каким-то другим делам.

К растущему числу недовольных руководителей принадлежит и Марк Барнс (имя вымышленное), вице-президент маркетинговой компании. В беседе с нами он дал волю накопившемуся негодованию против Дженнифер Молин (имя опять-таки вымышленное), самой талантливой своей сотрудницы. «Она умна, прекрасно работает, креативна», — признавал Марк. Но его не устраивало, что Дженнифер не вкладывает всю душу в работу, более того, он не понимал, отчего так происходит и как быть в сложившейся ситуации.

Любой начальник старается максимально использовать потенциал своего лучшего сотрудника, и Марк старался побольше узнать о Дженнифер. Он поговорил с ней самой и другими членами коллектива. Он убедился, что у Дженнифер и у ее коллег помимо работы есть и другая не менее важная сторона жизни. Дженнифер, как он выяснил, отстаивает права работающих женщин и активно участвует в движении Шерил Сэндберг Lean-in circles. Если бы Марк был более любознательным, он мог бы узнать, что Дженнифер старается действовать и локально, и глобально: овощи она всегда покупает в отделе органических продуктов по соседству, но в то же время думает и о мировых проблемах и вкладывает сбережения во всемирную краудфандовую платформу Indiegogo. Марк мог бы также узнать, что Дженнифер постоянно получает сообщения от многочисленных групп LinkedIn (опять же и локальных, и глобальных), поет в хоре и вместе с единомышленниками организовала книжный клуб.

И таких, как Марк и Дженнифер, немало. Руководители и сотрудники поднимали эти проблемы у нас на занятиях, о них знают консультанты во всех уголках мира. Вернулись времена «племенного братства»: для таких людей, как Дженнифер, дороже всего — труд на общее благо в тесно связанной общине и заслуженное признание со стороны собратьев.

И понятно, как следует поступать Марку: создавать «племена» в своей компании, чтобы сотрудники полностью отдавались работе и реализовывали свои таланты — или же лучшие из них будут работать главным образом «на стороне».

Как мы находим себе племя

Племя — это группа людей с общими интересами и сильными эмоциональными связями, которая совместно организует какие-то стороны своей личной или профессиональной жизни, стремясь к единой цели на благо своей общине или обществу. Когда-то племя объединялось родством, теперь же — сходством интересов и целей. Новые племена не сулят своим членам пожизненного убежища и пропитания и не требуют безраздельной преданности: современные технологии позволяют человеку состоять одновременно во многих племенах, действовать заодно с единоплеменниками ради общей цели. Племена пересекаются и переплетаются, определить, кто куда принадлежит, непросто, зато эти племена чаще сотрудничают, нежели соперничают.

Выбор племени — дело в высшей степени индивидуальное. Для одних людей важнее всего их происхождение, идентичность, определенная изначально: «я — женщина», «я — латиноамериканец». Другие мало значения придают этим исходным данным, зато определяют себя по своей «борьбе» — например, становятся активистами Гринписа. А бывает и так, как с Дженнифер: ей одинаково важны и исходные данные, и поставленная цель, она была рада работать в женском коллективе и вместе с тем участвовала в задачах всемирной общины LinkedIn. И опять же, люди разные: Дженнифер охотно подхватывала любую адресованную женщинам инициативу своей компании, кое-кто из коллег этим мало интересовался, некоторые сотрудницы и вовсе оставались недовольны.

Как же компаниям распутать этот клубок и привлечь к делу племенной инстинкт сотрудников? Как повысить их заинтересованность? В последние годы мы занимались исследованием инноваций и диверсификации, что позволило нам выявить некоторые ключевые особенности племенного мышления. Вот несколько советов руководителям, как использовать эти инстинкты во благо.

Примените племенное мышление к своей компании

Применяя племенное мышление к фирме, вы не отказываетесь от глобального видения. Но руководители вроде Марка Барнса могли бы учесть современную племенную структуру и добиться большей вовлеченности своих сотрудников: для этого прежде всего нужно понять, как складываются племена и внутри компании, и за ее пределами. Желательно придать компании гибкость, стереть границу между этими двумя сторонами жизни, позволить членам коллектива привести на работу свои «внешние» племена. Когда сотрудники получают свободу исследовать все аспекты своей личности, применять свои многообразные интересы на работе, у них появляются новаторские идеи, они проявляют инициативу, находят многообещающие деловые возможности. Наше исследование выявило ключевые элементы новой парадигмы, которые компаниям следовало бы учесть, и в первую очередь нужно научиться привлекать в компанию иные племена и поощрять их многообразие.

Помогайте племенам формироваться вокруг единой задачи

Интересный пример того, как возникает и проявляет высокую продуктивность племя, — случай Dana из жизни женского отдела Исламского банка Абу-Даби (ОАЭ). Банк узнал о новой потребности клиентов и сумел создать продукт, в котором нуждалось общество — банковские счета «банун». Выявили ее именно сотрудницы банка: дело в том, что разведенные клиентки хотят открыть счета на имя своих детей, но не имеют права этого сделать без подписи бывшего супруга. Выявив проблему, руководители обратились за консультацией в Отдел исламского права, который получил консультации в Совете по шариату, и в итоге появились особые банковские счета «банун» для разведенных женщин.

В данном случае основные признаки племени ясны: Dana — это женщины-мусульманки, живущие в исламском государстве и работающие в банке, деятельность которого строго регламентируется законами шариата. Зачастую племя определяется отнюдь не столь однозначно. Связующим всех его членов звеном может оказаться какой-то интерес, даже страсть. И в таких случаях компания могла бы создавать условия для появления племен, а затем наблюдать за их развитием и откликаться на их потребности.

Способствуйте развитию многих племен и идей

Чтобы полностью использовать силу племени, требуется новый стиль руководства. Приведем в пример Everis — международную компанию консалтинговых и ИТ-услуг. Здесь увлечения сотрудников служат постоянным двигателем инноваций. В племенную эру идеи сотрудников отражают их желания, интересы, потребности, страсти, их личность. Everis Initiatives созданы специально для того, чтобы сотрудники могли развивать свои бизнес-идеи в рамках компании.

Прежде всего любая инициатива представляется на рассмотрение команды из 8 партнеров и 8 руководителей. Если идея получит одобрение, ее авторам предоставят время на составление бизнес-плана. Компания предлагает сотрудникам помощь коуча в процессе развития и выделяет на проект достаточно денег, чтобы запустить его и поддерживать на протяжении пяти лет.

В 2010 году Everis Initiatives в седьмой раз получили премию за инновации в сфере HR. Восемь профинансированных таким образом идей превратились в отдельные компании, в том числе Exerelia, специализирующаяся на дизайне, внедрении и поддержке интегрированных технологических решений в сфере энергосбережения.

Dana и Everis — два весьма несхожих случая племенного объединения, но на их примере Марк Барнс мог бы многому научиться. Прежде всего ему следует видеть в Дженнифер и ее личный потенциал, и ее многообразные интересы на стороне. Сначала нужно поговорить с самой Дженнифер и понять, к каким социальным группам она принадлежит, затем подумать, как привлечь их в компанию или как выстроить с ними сотрудничество. Формы взаимодействия могут быть самые разные. Например, та группа, которая отстаивает интересы женщин, могла бы подсказать, что компания может сделать для удобства своих клиенток. Экологические группы, в которых участвует Дженнифер, могли бы повлиять на некоторые аспекты деятельности компании. Такой открытый диалог убедил бы Дженнифер включить ее богатую и разностороннюю внешнюю жизнь в деятельность фирмы — и она оказалась бы полностью вовлечена в эту работу.

Вовлеченный, интегрированный в компанию сотрудник — не просто хороший специалист, а представитель многочисленных групп, способных придумывать новые товары и услуги, распределять их и опять же потреблять. Более того: некоторые племена могут существенно повлиять на те или иные аспекты бизнеса, помочь компании наладить связи с другими отраслями. В складывающейся ныне экономике сотрудничества пора научиться мыслить на коллективный лад.