Как справиться с плохими боссами | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как справиться с
плохими боссами

Руководители бывают нерешительными по нескольким причинам. Некоторые из них — перфекционисты, которые не примут решение, пока не соберут всех возможных данных.

Автор: Виниит Найар

Как справиться с плохими боссами

читайте также

В начале было слово…

Деннинг Стивен

Как построить идеальные бизнес-отношения: 5 шагов к успеху

Джим Догерти

«Студентов надо приучать гибко относиться к своей карьере»

Мария Подцероб

Вам нужен хороший алгоритм, а не аналитик

Кира Радински

Несколько лет назад прохладным парижским утром я разговаривал с группой молодых руководителей о том, как формировать высокопродуктивные команды. В середине беседы я спросил их, что помешало им раньше внедрить те идеи, о которых мы говорили. Я был совершенно обескуражен их ответом: в том, что ничего не меняется, большинство обвиняло своих боссов. Они считали своих начальников очень трудными людьми, с которыми невозможно ни о чем договориться.

Вечером того же дня я долго и мучительно думал о нашем разговоре и был вынужден согласиться, что плохие руководители способны погубить самые хорошие намерения, подрезать крылья самым большим энтузиастам и охладить пыл самых горячих идей. Но я не знал, насколько распространена эта проблема. Чтобы уточнить этот вопрос, я обратился к своим друзьям в соцсетях. И получил такой живой отклик, который убедил меня в том, что данная проблема встречается повсеместно и достойна моего анализа.

В своей жизни я встречал три типа особо неэффективных менеджеров. Ниже приведено несколько способов борьбы с каждым из них.

Нерешительный. Руководители бывают нерешительными по нескольким причинам. Некоторые из них — перфекционисты, которые не примут решение, пока не соберут всех возможных данных; других парализует неизвестность; а многие просто предпочитают кажущуюся предсказуемость статуса-кво. Каким бы ни был их предлог, подчиненные не выносят таких боссов. Неверное решение можно исправить, но нерешительность хуже всего.

Читайте материал по теме: 4 ошибочных мнения о том, как надо руководить поколением Y

Вместо того чтобы ждать, пока нерешительный начальник определится, вам нужно помочь ему преодолеть свою слабость. Вот несколько проверенных методов.

Прежде, чем сделать выбор, четко определите проблему. Вместо поиска решения привлеките нерешительного босса к правильной постановке вопроса. Эйнштейн как-то сказал: «Когда у меня есть неделя на решение задачи, которая кажется нерешаемой, шесть дней я трачу на четкую формулировку условия и четкую постановку вопроса. Когда это сделано, то решение становится очевидным». Один из способов приблизиться к решению — задавать много вопросов. Это откроет новые срезы информации, и боссу будет легче принять решение.

Форсируйте первый шаг. Большие решения можно разбить на несколько малых. Психолог Гэри Клейн изучил, как принимают решения пожарники и спасатели, у которых обычно нет времени взвесить все за и против, прежде чем действовать. Он заключил, что они пробуют предпринять разные шаги до тех пор, пока не найдут подходящего решения. Они нарабатывают навыки принятия решения опытным путем, поэтому их первая догадка не бывает случайной — обычно для первой попытки они выбирают то, что с наибольшей вероятностью сработает. Подобным образом вам от начальника требуется лишь одно маленькое решение, позволяющее сделать первый шаг, а потом и второй, и третий.

Созидайте доверие. Сомневающимся руководителям нужен человек, с которым можно обсудить грядущий выбор. Станьте тем, кому ваш начальник доверяет — тогда вы сможете помочь ему побыстрее принимать грамотные решения.

Читайте материал по теме: 5 приемов для грамотного руководства командой

Проведите неформальную беседу. Соберите всех членов коллектива и устройте с боссом незапланированный откровенный разговор по поводу того, как его поведение отрицательно влияет на производительность и моральный дух всей команды. Говорите честно, но в уважительной манере. Когда нерешительного руководителя припирают к стенке несколько непреклонных товарищей, возможно, он примет решение прямо на месте.

Неуверенный в себе. Лидерам следует мотивировать своих подчиненных, а не вступать с ними в соревнование. Однако многие управленцы мешают талантливым сотрудникам и душат их хорошие идеи из-за низкой самооценки. К неуверенному в себе начальнику следует подходить так:

Найдите корень проблемы. Посмотрите «с высоты птичьего полета» и уясните для себя полную картину. Вашего руководителя мучает множество проблем — например, выполнение годового плана или висящие над ним незавершенные задачи. Старайтесь не способствовать его неуверенности, действуя слишком агрессивно. Лучших результатов можно добиться, если обращаться к нему в духе сотрудничества.

Будьте более открыты. Сомневающиеся в себе менеджеры боятся неизвестности и додумывают то, что люди не хотели сказать. Единственное противоядие — доверие, а оно появляется за счет открытости. Делитесь всей информацией, какой только можно, даже если для этого понадобится больше времени и усилий.

Например, я знал одного неуверенного в себе топ-менеджера, который постоянно поливал грязью одну очень способную сотрудницу, поскольку подозревал, что эта «ударница» принижает его собственную роль в глазах босса. И вдруг этот поток ругательств прекратился. Когда я спросил ее, что изменилось, она ответила, что нашла способ убедить босса в своей благонадежности. Она стала каждый месяц подавать ему на подпись счета за телефонные разговоры, где были записи всех ее бесед. Это позволило руководителю своими глазами увидеть, что она ничего не делает за его спиной, и напряженность между ними исчезла.

Читайте материал по теме: Почему вашей компании так нужны новобранцы

Подчеркивайте положительные моменты вашего сотрудничества. Неуверенность часто означает заниженную самооценку, поэтому обращайте внимание на сильные стороны своего босса. Цель — помочь руководителю сосредоточиться на развитии хороших качеств вместо болезненной фиксации на своих недостатках.

Всезнайка. Некоторые топ-менеджеры думают, что знают все на свете. Они уверены, что на встрече нет никого умнее их, что только они болеют за общий успех. Они постоянно рассказывают о разных невообразимых проектах, которыми полна их биография. Также они убеждены, что без них все развалится. Такие лидеры не лишены компетентности, но всем хочется, чтобы они больше доверяли другим людям, больше слушали и чаще привлекали коллег к участию в корпоративных решениях. Работу с ними можно построить на следующих принципах.

Сделайте так, чтобы начальник открыл для себя вашу идею. Если вы принесете им свои идеи в качестве готовых рецептов, лидеры-всезнайки будут подвергать их сомнению и всячески очернять. Они очень любят, когда хорошая идея приходит именно в их голову. Постарайтесь представить свои мысли так, как будто они еще полусырые, или как будто у вас нет уверенности в их действенности и они нуждаются в усовершенствовании. Это обеспечит вам немедленное одобрение босса и быстрое решение.

Направьте энергию руководителя в нужное русло. Всезнайки все время хотят заниматься чем-то новым. Когда у них есть в распоряжении новая идея, у подчиненных наконец есть время и возможность делать свою работу. Однако вся штука в том, чтобы находить такое приложение сил руководителя, которое будет полезно для всей организации.

Читайте материал по теме: Мотивируйте сотрудников, просто помогая им лучше работать

Один очень способный директор по продажам, с которым я работал, всегда чувствовал какую-то пустоту, если его календарь не был до отказа набит встречами с клиентами. Более того, при отсутствии намеченных визитов он объявлял общее собрание, которое занимало все время всех торговых представителей в продолжение всего его визита. Но настал момент, когда один ответственный за регион нашел на него управу. Он создал совещательный орган, возглавляемый этим человеком, для усовершенствования работы компании в сфере обслуживания клиентов. Таким образом энергия этого руководителя была направлена на укрепление отношений с клиентами, а также появилось место для обратной связи. В результате повысился уровень удовлетворенности потребителей, у бизнеса возникли новые возможности, а сотрудники отдела продаж смогли спокойно заниматься своими текущими обязанностями. Разумеется, директора по продажам звали, когда он был по-настоящему нужен для встреч с важными клиентами, что помогало принять критические решения и повысить показатели.

Помогите боссу погрузиться в реальность. Я вспоминаю, как несколько лет назад ответственный за французский регион компании HCL был убежден, что фирме следует увеличить вложения в этот рынок вдвое. Он всеми возможными способами пытался донести свои аргументы до руководителя, но тот оставался глух к его словам, и в конце концов региональный директор сдался. Его преемник, узнав об опыте своего предшественника, решил начать с того, что пригласил своего босса во Францию.

Когда начальник приземлился в Париже, он обнаружил, что его программа на следующие три дня забита до отказа. Посещая офисы компаний и разговаривая с их высшим руководством, он из первых уст узнал о возможностях французского рынка. Ответственный за регион ничего не просил, но в конце концов руководитель продлил свой визит, составил план инвестиций во Францию и значительно увеличил вложения. Не успев улететь из Парижа, он послал мне свои рекомендации. Я все еще помню заголовок его электронного письма: «Рекомендую срочно принять меры».

Многие думают, что исправлять несовершенства наших боссов — вовсе не наше дело, что это забота топ-менеджмента организации. Но в действительности у вас есть два варианта: ждать, пока начальником займется компания, или найти способ справиться с ним самостоятельно. Если вы возьмете дело в свои руки хотя бы в некоторых аспектах, то наверняка сможете преодолеть инертность своего босса.

Читайте по теме: