Технологии меняются, хороший менеджмент остается | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Технологии меняются, хороший
менеджмент остается

Вырастить новую расу суперменов нереально. Придется работать с теми людьми, которые есть.

Автор: Закари Ферст

Технологии меняются, хороший менеджмент остается

читайте также

Как выбрать генерального директора

Деннис Кэри,  Фелан Дэн,  Юсим Майкл

Первый вопрос, который нужно задать при выработке любой стратегии

Роджер Мартин

Как продать идею за 45 секунд

Кармин Галло

Всеобуч XXI века

Джордж Уэстерман,  Эбби Лундберг

Я всегда с удовольствием отмечал разницу между Законом Мура (тот самый, что говорит об удвоении числа транзисторов каждые 24 месяца) и гораздо более сдержанными расчетами Питера Друкера применительно к менеджменту: «Вырастить новую расу суперменов нереально. Придется работать с теми людьми, которые есть». Сопоставление этих двух вещей явственно передает контраст между технологическим прогрессом, который в некоторые периоды истории идет по экспоненте, и «прогрессом» человеческой природы – то есть полным отсутствием такового.

Поскольку человеческая природа не меняется, не меняются и основы искусства (или науки) управления людьми, но кто бы мог в это поверить, читая популярную бизнес-литературу? Признаки неудачных попыток мурификации (никакой опечатки – данный термин является производным как раз от того самого Закона Мура) менеджмента мы встречаем повсюду: в не работающих посулах индустрии лидерства ценой в 14 миллиардов долларов, в современном бестселлере по менеджменту, который обещает «магию, меняющую жизнь», и в бесконечном параде псевдореволюций, рассчитанных на квантовый скачок эффективности управления.

Я не говорю, что менеджерам и сегодня следует делать ровно то же самое, что век тому назад. Цели, процессы и технологии меняются, а значит, какие-то корректировки в системе управления нам точно нужны. Но имеет смысл менять тактику, а не базовые функции.

Подобно тому, как медицина не сводится к анализу мочи, сколь бы он ни был важен, суть менеджмента не сводится к технике и процедурам. Суть менеджмента в повышении производительности конкретного человека. Иными словами, это – социальная функция.

«

»

Эффективность управления сегодня, как и всегда, зависит от трех задач, которые Друкер назвал собственными задачами менеджмента: помочь компании сосредоточиться на ее конкретных целях и миссии; организовать работу так, чтобы она была продуктивна, и вместе с тем посильна для человека; взять на себя ответственность за социальные последствия этой деятельности.

Читайте материал по теме: Почему вашей компании так нужны новобранцы

Список далеко не новый. Старый – в том-то и дело. Эти задачи испытаны временем и опытом, всевозможными социальными и технологическими переворотами.

С их учетом, вот основные элементы работы руководителя:

  • Направляйте всю работу компании так, чтобы ее конкурентные преимущества стали продуктивны, а слабости не проявлялись. Применительно к фирме это значит, что к каждой единице вложения, будь то время, талант или деньги, предъявляется вопрос: какие результаты она должна принести, чтобы окупиться. Нельзя ничего делать лишь по инерции или потому, что это кажется «разумным» или «безопасным». Применительно к сотрудникам это значит, что людей нужно распределять по способностям, тем самым добиваясь максимальной отдачи и снижая до минимума расходы на восстановление затраченных сил и ресурсов. Это также означает, что в управлении следует использовать такие подходы и процедуры, которые учитывают бесконечное человеческое разнообразие, в том числе разнообразие облика и эмоций, способностей и ценностей каждого конкретного специалиста.
  • Присматривайтесь к каждому продукту, услуге, программе и процедуре на вашем предприятии: в какой мере они служат целям и миссии компании? Вне зависимости от типа организации, цель ее всегда социальна: бизнес существует затем, чтобы привлекать клиентов, некоммерческая организация – чтобы менять жизнь людей, государственный орган – чтобы эффективно воплощать «общую волю и общее видение», согласно формулировке того же Друкера. Менеджер должен подвергать все в своей компании регулярной проверке по этому стандарту. Не беритесь ни за какие инновации, если не видите от них реальной пользы для целей и миссии своей фирмы.
  • Читайте материал по теме: В цифровую эпоху талантливые сотрудники важнее самых прорывных технологий
  • Убедитесь, что проблемы организации не переросли в социальные проблемы. Все общественные проблемы старайтесь превращать в возможности для своей компании. О последствиях для социума нужно думать не в последнюю очередь, когда уже подведен баланс расходов и доходов: любая организация существует лишь благодаря «внешнему миру», и когда ее проблемы выплескиваются в этот мир, в итоге страдает сама же организация. Это касается и банка, и завода, а не только больницы или начальные школы.

Но социальные проблемы могут превратиться в прекрасную возможность для той же компании. Поскольку любая организация обслуживает общественные задачи и в этом цель ее существования, новые проблемы в социуме предвещают возможности обрести новых клиентов и изменить жизнь к лучшему.

Как только менеджеры прекратят гоняться за философским камнем и займутся реальным делом, они тут же вынуждены будут задать себе точные вопросы: как поступать, если миссия организации морально устарела? Какова ценность человеческого труда в век искусственного интеллекта? Какова роль здорового бизнеса в больном обществе?

Это вопросы не о профите и продуктивности. Это вопросы об устройстве общества как такового, о морали и о смысле человеческой жизни. Вот почему именно такие вопросы и в такой последовательности следует задавать менеджерам, тем, кто реализует насущную общественную задачу.