читайте также
Передовые компании давно привлекают потребителей к разработке продуктов. Почему бы и бизнес-школам не пойти по этому пути? Они могли бы вместе со студентами создавать свои «банки знаний».
Продолжим сравнение с бизнесом. Залогом надежного положения на рынке становится постпродажное обслуживание. Даже для промышленников это едва ли не более значимая статья доходов, чем продажи. Производителю авиадвигателей Rolls Royce Engines, к примеру, сервисные контракты (их смысл в том, чтобы предложить не просто продукт, а долговременные рабочие отношения) приносят 54% выручки. Неудивительно: авиаперевозчикам нужны надежные самолеты, и они предпочитают работать с компаниями, которые предоставляют им постоянное обслуживание, а не просто привозят двигатель в сборочной цех. А в бизнес-школах дело поставлено так, словно их назначение — только продавать продукты: теории, программы, выпускников.
Методами работы школы напоминают старомодные розничные банки, только вместо денег тут знания. Ученые собирают опыт менеджеров и предпринимателей, «конвертируют» его, сводя к общим моделям и теориям, «запирают в сейфы» журналов и книг, а затем продают тем же практикам. Человек отправляется в школу за знаниями так же, как в ближайшее отделение банка — за наличными. Дистанционное обучение — своего рода банкомат: учебные материалы тут «выдает» интернет. Знания становятся объектом дистрибуции: их отрывают от практики, расфасовывают и отправляют потребителю обычной или электронной почтой. Дистанционное обучение предполагает, что студенты — даже опытные управленцы — находятся на приличном расстоянии от источника знаний, то есть от бизнес-школы.
Давайте отвлечемся и подумаем, откуда на самом деле берутся знания. Оказывается, информацию, необходимую руководителям, можно получить в разных местах и разными путями, а настоящее обучение — процесс творческий, предполагающий постоянное взаимодействие всех его участников. Исходя из того, что знание неразрывно связано с практикой, можно создать модель бизнес-образования, где упор будет делаться на личный, неформализованный опыт управленцев, «скрытые» знания. Назовем это обучение «прямым». Именно так строится учебный процесс у нас в Центре изучения лидерства Эксетерского университета. Студенты — все они работают менеджерами — сами составляют свои учебные программы так, чтобы они соответствовали их реальным управленческим ролям. К каждому мы прикрепляем наставника, который помогает осваивать обширную программу, состоящую из весьма непростых предметов, применять на практике теоретические модели, размышлять и анализировать, глубоко во все вникать и совершенствовать навыки.
С помощью современных коммуникационных технологий мы сближаем преподавателей и управленцев. Правда, профессорам еще нужно научиться пользоваться этими программами, а программистам — приспособить их под наши нужды.
Примером для школ может стать интернет-энциклопедия Wikipedia: ее читатели сами пишут и редактируют статьи. Такую модель применяет компания CoachingOurselves, которая помогает управленцам учиться на их же опыте. Скажем, о том, что нравится клиентам, лучше знают сотрудники, которые их обслуживают. Поэтому CoachingOurselves собирает вместе людей с самым разным опытом общения с потребителями. Им задают провокационные вопросы, устраивают мозговые штурмы. Полученная информация ложится в основу теоретического курса. Руководители SAP и Sasken отметили, что благодаря такой программе менеджеры стали лучше решать проблемы, чаще проявлять инициативу и творчески подходить к работе. Их опыт и идеи, в свою очередь, дают материал для курсов CoachingOurselves. Менеджеры не только самосовершенствуются, но вносят вклад в общую копилку знаний. Фактически это рождение Web 2.0-версии бизнес-школ. Назовем их wiki-школами. Если «прямое» обучение — новое понимание бизнес-образования, то wiki — его новая модель. И «банк знаний» в таких бизнес-школах будет формироваться гораздо быстрее, чем сейчас.