Семейный бизнес: уроки для дистрибуторов | Большие Идеи

・ Продажи
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Семейный бизнес: уроки
для дистрибуторов

Авторы: Ньесен Карлос , Родригес Хулио

Семейный бизнес: уроки для дистрибуторов

читайте также

Как объяснить застой в карьере

Джон Лис

Стратегия: миг озарения

Роджер Мартин

Какие компании становятся суперзвездами

Джеймс Маника,  Майкл Биршан,  Шри Рамасвами

Главная ошибка корпоративного управления

Бауэр Джозеф,  Линн Пэйн

Латинская Америка кишмя кишит крошечными семейными магазинчиками, поэтому здесь глобальным производителям продуктов и по­требительских товаров приходится применять принципиально иную стратегию дистрибуции. Последнее время для многих компаний этот регион стал чем-то вроде испытательного полигона. Скажем, Coca-Cola, успешно опробовав здесь некоторые приемы (например, работу с местными оптовиками), воспроизводит их на крупных азиатских рынках.

Киоск на углу — вот типичное семейное предприятие в развивающихся странах. В таких магазинчиках цены выше, чем в супермаркетах и универмагах, но потребители их любят: они всегда под боком, какие-то товары, например сигареты, продаются тут поштучно, и многих клиентов связывает с владельцами знакомство или родство. Несмотря на повсеместное распространение сетевых гипермаркетов, в развивающихся странах люди, как и в прежние времена, ходят в частные магазинчики: более 80% населения — их постоянные клиенты. Поэтому именно на этот малый бизнес нацеливаются глобальные производители напитков, пива, сигарет, сладостей и т.д.

Например, в Перу Coca-Cola борется за рынок безалкогольных напитков в мелкой рознице, дейст­вуя через своего ­партнера — компанию Lindley Group, которая осуществляет розлив напитков. Lindley столкнулась с проблемой, уже обычной для развивающихся стран: ей противостояли местные производители со своей более дешевой продукцией. Lindley необходимо было резко сократить расходы, и тогда она разработала новую стратегию, которая позволила ей усовершенствовать обслуживание 240 тысяч частных магазинчиков. У этой стратегии три основных элемента.

Оптовики в роли дистрибуторов. Lindley Group передала все дистрибуторские функции 70 оптовикам, которые хорошо знают местные рынки и предлагают более низкие цены. Однако Lindley пришлось обучать и опекать их. В частности, компания предоставила оптовикам данные о своих торговых маршрутах, научила их управлять продажами, помогла освоить соответствующие информационные технологии.

ИТ для контроля и связи с опто­виками. Lindley Group настояла, чтобы оптовики пользовались ее компьютерной системой. Теперь она в режиме реального времени получает данные о продажах по всей стране. Менеджеры Lindley учитывают, в частности, как часто встреча с клиентом ­заканчивается заказом товара. Lindley может давать оптовикам полезные советы, а в случае необходимости — прекратить сотрудничест­во с теми, кто ее не устраивает, не потеряв при этом данных о клиентах.

Простота технологий. Lindley арендовала дешевые сотовые телефоны — они обходились по $18 в месяц, хотя сотрудники ее собст­венного дистрибутор­ского центра пользовались гораздо более сложными и дорогими карманными компьютерами. Компания также оплатила разработку ПО, благодаря которому можно под­ключаться с телефона к серверу и просматривать данные. Оптовики теперь, прежде чем оформлять заказ, проверяют, сколько единиц того или иного товара есть на складе, а менеджеры Lindley напрямую следят за тем, как обслуживается­ каждая розничная точка, как распространяется по магазинам информация о специальных предложениях и т.д.

Начиная с 2005 года продажи Lindley Group перуанским семейным магазинчикам увеличивались в среднем на 10% в год, а дистрибуторские расходы при этом сократились более чем на две трети. Расходы на распространение перестали относить к постоянным издерж­кам — они зависят от результатов работы оптовиков, в частности от объема продаж. Сейчас Coca-Cola воспроизводит трехкомпонентную стратегию Lindley на других развивающихся рынках. Например, ее уже освоила компания Coca-Cola Bottling Indonesia.

Другой гигант в сфере безалкогольных напитков — Pepsico — тоже обкатывает новые варианты стратегии в Латинской Америке. Она отработала проект Power of One (объединение каналов продаж для напитков и чипсов Frito-Lay) в Мексике и только затем применила эту модель на других развивающихся рынках, более удаленных от США и требующих большего вливания ресурсов. Кроме того, подразделение Frito-Lay воспользовалось полученным в Мексике опытом для проникновения в сектор частных магазинчиков в таких странах, как Россия и Индия.