Кризис неплатежей: как вернуть свои деньги? | Большие Идеи

・ Продажи

Кризис неплатежей: как вернуть
свои деньги?

Как правило, никто не отказывается платить — просто не платят.

Автор: Юлия Сигунова

Кризис неплатежей: как вернуть свои деньги?

читайте также

Действительно ли стартапы создают много новых рабочих мест?

Дэниел Айзенберг

Культура роста

А вы достаточно внимания уделяете своему отделу продаж?

Андрис А. Золтнерс,  ПК Синха,  Салли Лоример

Как помочь отстающему сотруднику

Эми Галло

Меня всегда удивляло, что может заставить Заказчика платить деньги, когда товар или услугу он уже давно получил? Ну, конечно, репутация и закон.

Однако на репутацию плюют даже некоторые очень заметные компании «с именем». Точнее, это и есть их репутация: наглые, агрессивные, быстро развивающиеся компании, которые не боятся раздавить мелкого и слабого, стремительно двигаясь к власти и славе. Работать с такими компаниями и рискованно, и престижно. По моему опыту, многие агентства и поставщики с гордостью называют такие компании своим клиентам.

Что касается закона, то это меньшее пугало для таких монстров. До суда доходят единицы из множества обманутых компаний. Процессы длятся многие месяцы. И вообще, мало кто верит в успех этой затеи. Гораздо больше оптимизма прежде внушали действия службы безопасности, но и эти времена прошли.

Что же делать директору компании, который уже «отгрузил» товар или услугу, а денег с Заказчика получить не может?

Первые несколько дней директор спокоен: если Заказчик счастлив, он заплатит. Затем появляются тревожные симптомы: — Сроки договора нарушены, платеж просрочен

— Заказчик не подходит к телефону и не отвечает на e-mail.

— Заказчик начинает требовать дополнительной документации или подтверждения расходов.

— Заказчик «отдает документы на подпись руководителям».

— Руководители в командировке/ в отпуске/ на больничном (нужное подчеркнуть).

Как правило, никто не отказывается платить — просто не платят. Теперь все зависит от вашей настойчивости и последовательности.

Самый верный способ — «не слезать с Заказчика», звонить ему каждый день утром и вечером, следить за движением документов и процедурой оплаты.

Потребуйте гарантийное письмо с указанием точной даты платежа. У Заказчика нет оснований отказать вам в этом. Все это делать обязательно, но, как правило, недостаточно. Второй шаг — выйти на босса, на владельца или топ-менеджера компании.

Назначьте встречу с ним, в крайнем случае организуйте телефонный разговор. Такой разговор нужно обязательно продумать: найти общих знакомых, сообщить, кто из влиятельных людей рекомендовал Заказчика, намекнуть, какие связи есть у вас, обозначить всю серьезность вопроса, закончить встречу на позитивной ноте.

Не нужно агрессивно себя вести — с вами не станут разговаривать, а просто переключат на службу безопасности. Этот путь сложнее, хотя и здесь есть свои перспективы. Поворотный пункт — встреча с боссом. Дальше либо все пойдет хорошо, либо готовьтесь к худшему.

Рассмотрим второй вариант. Вы готовите официальную претензию, которая впоследствии будет приложена к судебному делу. В ней нужно изложить условия оплаты по договору и статус платежа на данный момент. Очень важно, чтобы у вас на руках были подписанный обеими сторонами договор, подписанный заказчиком акт приемки и накладная. Официальная претензия показывает всю серьезность ваших намерений и действует отрезвляюще.

Если ничего не происходит, вы применяете еще один рычаг, который прежде держали в запасе: PR и черные списки. Теперь вы можете открыто заявить общественности, что ваш Заказчик — недобросовестная компания, работать с ней опасно и не престижно.

Компанию заносят в черные списки, которые есть во многих сферах и индустриях. Если вы активны на рынке, то знаете, кому об этом рассказать. Пресса — еще более мощный рычаг для такого рода PR.

Из моей статьи вы заметили, что я не назвала ни одной компании-должника в тщетной надежде все же получить заработанные деньги не вынося сор из избы.

Но и мое терпение кончается. Следующий шаг — обращение в арбитражный суд. Наверное, сейчас не самое благоприятное для этого время. Кризис неплатежей многих вынудит действовать таким образом. Однако мы последовательны и пройдем этот путь до конца.

В 2008 году мы действительно поверили в силу закона в деловой этике, мы стали «по-западному» доверять данному нам слову и уж тем более «букве». Но как только кризис подкрался к российским компаниям, они быстро скинули маску благопристойности и теперь ведут себя, как в жуткие 90-ые.

Думаю, это время все же научит нас быть хитрее. Идеальная формула — «утром деньги, вечером стулья» — уже вряд ли сработает. Но, например, сначала отгружать стулья, потом получать оплату, а уже затем поставлять комплектующие к стульям — вполне жизнеспособный вариант.