Даже маленькая ошибка может стоить миллионы | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Даже маленькая ошибка может
стоить миллионы

Сформулируйте проблему и задайте себе вопрос, какие скрытые «заведомые предположения» ограничивают вас в усилии разобраться с проблемой.

Автор: Томас Редман

Даже маленькая ошибка может стоить миллионы

читайте также

7 вещей, которые делают хорошие работодатели

Джеймс Хартер,  Джим Асплунд,  Питер Флейд

Как грамотно распоряжаться рабочим временем

Как ставить задачи сотрудникам, чтобы потом не пришлось всё переделывать

Сабина Наваз

Сила личного влияния

Кристакис Николас

Представьте накопленные вами данные в виде горы камней. Любой менеджер знает, как важно отсортировать эти камешки и сосчитать их, но лишь лучшие из лучших умеют перевернуть каждый камешек и посмотреть, не вылезет ли что оттуда. Под камешком нас ждут самые важные открытия.

Пример такого углубленного подхода являет AT&T. Бобу Паутке, управляющему отдела финансирования доступа, поручили проверить счета за некоторые услуги, предоставляемые компании другими телефонными операторами. Команда получила простое по формулировке, но сложное в исполнении задание. Услуги были комплексные, счетов — огромное количество, немало и ошибок. AT&T опасалась, что сильно переплачивает, быть может, десятки миллионов долларов.

Самый очевидный подход: искать ошибки, сверяя каждый счет с внутренними источниками. Увы, этот метод не годился. Некоторые ошибки действительно удавалось зафиксировать, но порой внутренние источники оказывались ненадежными, и огрехи проскакивали сквозь это сито. К тому же сам процесс опровержения счета обходился недешево и решение занимало долгое время.

Потребовался новый подход, и Боб и его команда решили подняться уровнем выше: проверять не сами счета, но процесс составления счетов. Чтобы получить правильный счет, нужен отлаженный от начала и до конца процесс. Ошибка в счете указывала на какой-то изъян в процессе.

Поскольку никто в точности не знал, откуда берутся ошибки, Боб и его коллеги стали проверять, как данные обрабатываются на каждом этапе. Для начала они взяли 20 уже обработанных записей и внимательно их изучили, выявляя все странности. Во всех двадцати обнаружился «какой-то непорядок». Таблица, приведенная ниже, воспроизводит часть одной из записей и синим цветом отмечены моменты, когда произошли неожиданные изменения, хотя данные не должны были хоть как-то меняться в процессе (данные слегка изменены для сохранения корпоративной информации AT&T).

Первые два изменения (от XYZ.1234 к XYZ-1234 и от 1 к A) предполагали переформатирование данных на этапе В. Просматривая их, команда обнаружила много таких незначительных изменений. Они удивляли и раздражали, но вроде бы не должны были отражаться на сумме счета. Однако два других изменения оказались более существенными: посреди процесса поменялись номер счета и номер офиса. Это уже вызывало изменение данных и сказывалось на итоговой цифре.

Пока еще метод отслеживания не помог справиться с поставленной задачей — убедиться, что AT&T платит за реальные услуги, но уже появились интересные «камешки», под которые стоило заглянуть. И тем самым изменилась постановка задачи. Вместо «Верен ли этот счет?» и «А если не верен, то насколько завышен?» появились вопросы: «Отлажен ли процесс биллинга? Где он дает сбой?» и «Как его наладить?» Иногда под камушком обнаруживается не ответ, а другой вопрос — получше.

Так Боб и его команда пытались выяснить, насколько часто случаются ошибки и велики ли они по масштабу. Они автоматизировали процесс сбора данных и попытались выявить паттерны.

Они использовали визуальные средства — временные ряды и диаграммы Парето, чтобы определиться с этими вопросами. Рисунок внизу дает ответ на первый вопрос: отлажен ли процесс. Видно, что лишь 40% данных проходят этот процесс без сбоя. Иными словами, проблем очень много, и масштаб их крайне велик.

По мере того как проступали масштабы проблемы, команда занялась и вторым вопросом: где накапливаются ошибки. Во многих случаях, как вы видите на рисунке «Качество процесса по регионам», визуальные средства не выявляли особенностей. Но рисунок «Качество процесса по этапам» оказался более полезным: видно, на каких этапах возникает большинство проблем.

Отдельный анализ позволил Бобу и его команде выявить, что основная часть ошибок возникает на стыке интерфейсов источников С и D, а также D и E. Соединив эти данные с полученными прежде сведениями по этапам, они смогли точно определить, где процесс нуждается в улучшении: иными словами, они однозначно обнаружили источник ошибок.

Затем исправлениями занялись специальные команды. После того как они разобрались с проблемами, качество процесса от начала до конца и точность выставления счета заметно улучшились. Теперь Боб мог легко решить первоначальную задачу: ответить на вопрос, не переплачивает ли компания за услуги. А попутно компания — чего и следовало ожидать — сэкономила десятки миллионов долларов.

Вы можете добиться того же в собственной организации, если правильно приметесь за данные.

  • Во-первых, сформулируйте проблему и задайте себе вопрос, какие скрытые «заведомые предположения» ограничивают вас в усилии разобраться с проблемой. В случае Боба компания хотела знать, должна ли она столько платить, но не была уверена, стоит ли ради этого проверять все счета.
  • Затем отберите или создайте сами релевантные данные и проверьте эти предположения. Команда Боба проверила ряд записей, доказывая свое предположение, что ошибки в счетах возникают из-за несовершенства процесса.
  • Затем переворачивайте каждый камешек и ищите новые вопросы. Так, Боб и его команда нашли три более важных вопроса, затрагивающих сам процесс.
  • Наконец, найдите решение. Теперь, когда данные перевернуты и проблемы вышли наружу, примите меры к устранению проблем и наладьте свой бизнес.

Ничего особенного, никаких чудес. Боб и его команда умны, они четко формулировали задачу и прилежно работали, однако изначально они применили самые простые навыки обработки данных. Но они научились переворачивать камни и не доверять расхожему мнению — и позволили новой, неожиданной информации выползти из-под камешков.

Читайте по теме: