читайте также
Харши казалось, что он неплохо справляется со своей новой работой. Шесть месяцев назад он начал трудиться у Наджиба, богатого человека с большим влиянием в Дубае (ОАЭ). Наджиб нанял Харши для того, чтобы решить проблемы с репутацией своего пятизвездочного отеля, ориентированного на богатых бизнесменов. Харши не потребовалось много времени на то, чтобы с уверенностью выделить три главных аспекта, на которых следовало сосредоточиться для быстрого выправления отзывов и рейтингов на популярных туристических сайтах. Во-первых, нужно обновить внешний вид отеля; во-вторых, надо вложить больше денег в обучение персонала; в-третьих, чтобы покончить с репутацией отеля как прибежища для работников секс-индустрии, необходимо усилить охрану и попросить «ночных бабочек» покинуть заведение.
План Харши начал срабатывать. Через несколько недель он с радостью прочитал в обзорах, что отель назвали «самым чистым в Дубае». По мере улучшения репутации росло и число постояльцев.
Но однажды в субботу вечером растущее удовлетворение Харши тем, как отель преобразуется на глазах, пошатнулось. Позвонил Наджиб и стал говорить, что Харши оставляет гостиницу без постояльцев, потому что гости «подвергаются преследованиям». Наджиб резко оборвал разговор, не позволив Харши вставить свое слово.
Харши был поражен. Повесив трубку, он хотел собрать вещички и уйти. Он бранил себя за то, что не привел в свою защиту свидетельств того, что дела гостиницы идут лучше, чем когда-либо. Наджиб уже составил свое мнение по этому вопросу и попросту не хотел выслушивать позицию Харши.
Читайте материал по теме: Какими должны быть эмоциональные границы на работе
Что ж, гендиректора жалуются, что никто не говорит им правду, в то время как их подчиненные мучаются по поводу того, что не могут честно высказать свое мнение начальству. В результате информация не продвигается наверх по иерархической лестнице, что приводит к решениям, основанным на неполной информации, а также к кризисным ситуациям, которых вполне можно было бы избежать.
Разумеется, степень искренности подчиненных сильно зависит от руководителя. Но за долгие годы практики я, к своему удивлению, обнаружил, что даже в самой удушливой атмосфере всегда найдутся люди, которые знают, как сказать правду тем, кто находится у руля власти. Мы изучили тактику, которую применяют эти люди, и поняли, как можно направить разногласия в нужное русло. Вот четыре приема, которые помогут вам найти общий язык со своими боссами:
- Договаривайтесь об искренности в отношениях заранее. Эффективные в общении люди не ждут, когда придут разногласия. Пока все идет хорошо и все спокойны, они проводят с начальником отдельный разговор, в котором договариваются о действиях в случае разногласий. Когда эмоции захлестнут обе стороны, вы сможете ссылаться на этот «психологический контракт». В конце концов у руководителя гораздо меньше шансов обидеться на ваше несогласие по тому или иному поводу, если он или она сами попросили вас быть честным. Читайте материал по теме: Руководитель, создающий гармонию
- Начните с обсуждения намерений. Когда ваш босс занимает оборонительную позицию, возможно, он думает, что ваше несогласие угрожает его целям. Ведь гораздо чаще протест вызывает не само содержание возражений, а воображаемые намерения того, кто их озвучивает. Вы можете с гораздо большей прямотой заявлять о своем мнении, если оно будет высказано в контексте общей цели, которая важна для руководителя. Если вам не удастся это сделать, начальник может подумать, что ваше несогласие свидетельствует о недостаточной преданности его интересам и интересам фирмы.
- Уважение прежде возражений. Большинство людей убеждено, что высказывать свое несогласие уважительно значит представлять его в несколько разбавленном виде. А если уж быть честным, то обид не избежать. Однако это противопоставление неверно. Нужно найти способ убедить руководителя, что вы уважаете как его, так и его позицию. Когда есть эта базовая уверенность, вы можете перейти к честному и открытому выражению своих взглядов.
- Испросите (и заработайте) разрешение на возражения. Просить разрешения — очень хороший способ проявить почтение к мнению своего начальника и избежать излишних провокаций. Фокус в том, чтобы сделать это и одновременно дать ему или ей причину, по которой это позволение стоит дать!
Именно так и поступил Харши. Когда он согласился на работу в отеле, он знал, что Наджиб — человек властный и не привыкший к возражениям. Но в то же время он понимал, что успех работы будет зависеть от того, сможет ли он удержать управление отелем в своих руках. Поэтому на первых же переговорах Харши договорился о возможности выражения несогласия. Он сказал: «Я думаю, мы с вами не всегда будем соглашаться. Я должен знать, что в таких случаях вы позволите мне озвучивать мои возражения. Без этой уверенности я не смогу работать в полную силу». Наджиб согласился.
Читайте материал по теме: Как научиться принимать похвалу от начальства и коллег
После трудного телефонного разговора Харши долго старался вникнуть в произошедшее. Очевидно, в тот вечер несколько друзей Наджиба попали в неловкое положение, когда охранники гостиницы не впустили сопровождавших их дам. Харши понимал, что в контексте местных традиций Наджиб попал в постыдную ситуацию. В его заведении с его друзьями обошлись негостеприимно.
Харши позвонил Наджибу и попросил о встрече, во время которой он сначала дал понять, что понимает позицию Наджиба, но затем объяснил, что меры безопасности были усилены не просто так («Уважение прежде возражений»). Он сказал: «Спасибо, что вы выделили время для обсуждения нашего недавнего телефонного разговора. Если к концу нашей беседы вы захотите нанять другого менеджера, я отнесусь к этому с пониманием. Все мои усилия были направлены лишь на то, чтобы быть хорошим управляющим вашим отелем. Я хочу, чтобы он приносил вам деньги. И я хочу быть гостеприимным к вашим друзьям («Обсудите намерения прежде, чем возражать по существу»). Однако исследование рынка показало, что меры безопасности, введенные нами, улучшили репутацию отеля и увеличили число постояльцев. Именно такие цели мы оба ставили, когда вы брали меня на работу. Я думаю, что хорошо выполнял свои обязанности и заслуживаю того, чтобы мне дали шанс обсудить в вами свои решения в атмосфере взаимного уважения. («Заслужить позволение на возражения»). Без такого шанса я не могу продолжать работать. Если вы не предоставите мне такой возможности, я приму ваше решение и уйду, чтобы вы нашли менеджера, который придется вам по вкусу».
Наджиб кивнул и сказал: «Именно вы и есть тот человек, кто мне по вкусу. Я сделаю все возможное, чтобы вы могли и дальше работать открыто и успешно».
Харши понял, какой сигнал был нужен Наджибу, чтобы почувствовать, что его уважают. И управляющий был готов сделать необходимый жест. Выразив почтение к руководству, следующим шагом Харши защитил и собственное достоинство: он честно сказал о своих взглядах и потребностях.
Есть еще один способ, с помощью которого умелые «спорщики» добиваются правильного понимания своих возражений. Это противопоставление. Это простое провозглашение двух вещей: вот это я хочу сказать, а вот этого я совсем не подразумеваю. Таким образом, вы препятствуете тому, чтобы начальство истолковало ваши намерения превратно. Например, один управленец, который хотел выразить обеспокоенность моральной стороной решения руководителя, начал так: «Я бы хотел высказать одно замечание, но меня волнует, что вам может показаться, будто я сомневаюсь в ваших нравственных качествах. Это не так. И все же мне кажется, что, если я не выскажу своего мнения, я не буду полностью лояльным по отношению к компании. Можно мне рассказать о своих опасениях?»
Когда люди у власти не дают вам высказаться, это не всегда значит, что они не терпят возражения. Возможно, они принимают ваше несогласие за недостаток уважения. Если вы заранее договоритесь о взаимной открытости, четко объясните свои намерения и лишь потом переходите к главным аспектам вопроса, а также дайте начальнику вескую причину, почему вам стоит позволить выразить несогласие. Тогда вы обнаружите, что не соглашаться стало гораздо легче.
Читайте по теме: