Чем Facebook похож на Listerine | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чем Facebook* похож
на Listerine

И кампании Listerine, и Facebook поражают своим размахом.

Автор: Майкл Чвэ

Чем Facebook похож на Listerine

читайте также

«Кто я?»: как узнать, что о вас думают коллеги

Кристи Хеджес

Завлекайте покупателей высокими ценами

Ватье Люк,  Марко Бертини

Как физик научил меня проводить реформы

Джон Коттер

Буддистская притча

Шитовым Николаем расказанная

Стремительный рост Facebook может показаться беспрецедентным, но он поразительно схож с эпической рекламной кампанией Listerine, имевшей место в бурные 20-е годы прошлого века. Обе истории преподносят нам полезные уроки из области социального маркетинга, однако история ополаскивателя для рта в одном пункте выгодно отличается. Позвольте пояснить.

Бывший поначалу хирургическим антисептиком, Listerine был заново «открыт» в 1920-х как средство от загадочного симптома галитоза, попросту дурного запаха изо рта. На пике рекламная кампания этого средства охватывала за счет журналов и газет аудиторию в миллион читателей ежемесячно. Доходы Lambert Pharmaceutical, составлявшие в 1920 году всего $100 000, умножились в сорок раз и достигли к 1927 году $4 миллионов — поразительно даже по понятиям Силиконовой долины.

Реклама сработала потому, что сосредотачивалась не на самом продукте и не на отношениях клиента с ним, но на отношениях между самими клиентами.

Впервые в рекламе использовались драматические приемы: например, молодая девушка, которая «частенько бывала на свадьбе подружкой, но невестой — никогда», потому что у нее (о, она об этом и не догадывалась!) пахло изо рта. Поскольку «даже самый близкий друг избегает в разговоре этой неприятной темы», реклама давала нужные советы.

Видя повсюду эту рекламу, человек осознавал, что все вокруг тоже ее видят, а значит, лучше поспешить с покупкой чудодейственного средства, пока от всех вокруг не запахло мятой.

И кампании Listerine, и Facebook поражают своим размахом. Если все вокруг полощут рот, ты не захочешь оказаться единственным, кто не соблюдает новые стандарты гигиены. Если все вокруг подключились к Facebook, ты не захочешь оказаться единственным, кто не подключился и не соответствует новым стандартам общения. Listerine сыграл на нашем страхе дурно пахнуть, Facebook — на страхе не вписаться в компанию. Listerine помогал вечной подружке стать невестой, Facebook тоже всецело направлен на укрепление отношений. И Listerine, и Facebook в корне изменили повседневные привычки сотен миллионов человек.

В книге «Rational Ritual», которую Марк Цукерберг только что включил в список для своей программы A Year in Books, я привел историю Listerine как пример того, как рекламная кампания становится «общим знанием». Общее — это то, что известно всем, причем всем известно, что об этом все знают, всем известно, что все знают, что это всем известно и так далее по цепочке.

В 2015 году Марк Цукерберг заявил: общее знание — «важная идея для дизайна соцсетей, поскольку мы часто сталкиваемся с компромиссом, когда приходится отказываться от личного, кастомизированного опыта для каждого и создавать взамен универсальный опыт для всех».

Читайте материал по теме: Не делайте ваш бренд похожим на другие

Итак, зададим вопрос: генерирует ли Facebook общее знание?

Ответ неоднозначен. Когда я пользуюсь Facebook, возникающая на полях реклама и «рекомендованные статусы» имеют столь очевидную и узкую демографическую направленность, что я понимаю: другие люди видят другое. Разумеется, не все продукты нуждаются в общем знании: если вы торгуете нишевым товаром, как Fab.com — одна из наиболее настойчивых реклам Facebook, — вам не требуется общее знание, потому что никого не волнует, много ли людей покупают такую же кошачью миску. Дороже всего рекламодатели платят за размещение на меню разлогинивания — согласно подсчетам, его ежедневно видят 37 миллионов человек, но и здесь объявления таргетируют аудиторию по возрасту и полу, так что я не могу угадать, кто еще видит то же самое.

Известно также (и многими осуждается), что Facebook ограничивает нашу ленту новостей: алгоритм позволяет нам видеть лишь примерно 16% статусов от друзей. Когда я размещаю статус, я не знаю в точности, кто его прочтет, поэтому не возникает общего знания, и даже если кто-то его видит, мне об этом не известно. Разумеется, лайки способствуют общему знанию, потому что я вижу лайки и знаю, что мои френды знают, что я вижу лайки. Если я вижу, что множество людей размещают записи на одну и ту же тему — например, о том, как полицейские застрелили 12-летнего Тамира Райса, я понимаю: эта новость распространилась повсеместно — и таким образом формируется общее знание. Однако данный процесс складывается чаще в Twitter, чем в Facebook, возможно, из-за разницы в алгоритме: в Twitter прокатываются, как говорят, волны, а в Facebook о таком пока не слышно.

Читайте материал по теме: Изменит ли Facebook мир?

Но хотя Facebook сам по себе — не идеальный инструмент для формирования общего знания, несколько удачных рекламных кампаний вполне успешно использовали соцсети по принципу «респонсория» — это часть религиозного обряда, в которой священник или другой ведущий службу человек возглашает призыв, а все прихожане отвечают ему словами, пением или хлопают в ладоши. Так формируется общее знание: каждый слышит, как реагируют другие, знает, что они внимательно слушают и участвуют в службе, знает, что они слышат то же, что слышит он сам.

К Олимпиаде 2012 Visa подготовила кампанию «Cheer», «социальную по самой своей сути», и она до сих пор транслируется на телеканалах в некоторых странах. Морган Фримен ведет эту кампанию, вспоминая знаменитые моменты из истории Олимпиад, и призывает всех присоединиться к «всемирному ура». Болельщиков просят выкладывать фотографии и видеозаписи на странице Visa в Facebook, а затем этот материал включается в очередные рекламные ролики. Так телевизор обращается с призывом, а соцсети усиливают ответ. Кампания создает иллюзию физического присутствия вместе со всеми болельщиками мира на огромном стадионе, средоточии ритуала, где формируется общее знание.

Читайте материал по теме: Facebook vs LinkedIn: кто кого?

Да, Цукерберг прав: между кастомизацией и общим знанием приходится искать компромисс. Руди Гран, ныне старший вице-президент ZenithOptimedia, говорил еще в 2002 году: «Что произойдет, если самые посещаемые области интернета будут поставлять информацию людям, не знающим ничего о других членах той же аудитории? С этой проблемой нам придется когда-нибудь иметь дело». Похоже, момент настал.

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена