Что стоит за стратегией бренда Alphabet | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что стоит за стратегией
бренда Alphabet

Бренды растут и процветают, если выполняют свои обещания.

Автор: Кевин Келлер

Что стоит за стратегией бренда Alphabet

читайте также

Шесть советов для эффективных совещаний

Эллисон Шапира

Стойкий бизнес для жаркого климата

Эндрю Уинстон

Комик вместо коуча

Новаш Ирина

Остановить харассмент

Александра Калев,  Фрэнк Доббин

Google — один из самых дорогих в мире брендов. В 2014 году Interbrand оценил его примерно в $107,43 миллиарда, поставив на почетное второе место (сразу после Apple).

Разумный вопрос: при такой известности бренда зачем усложнять дело, создавая новый супербренд, Alphabet? Для ответа на этот вопрос имеет смысл сопоставить политику двух других известных брендов, Starbucks и Virgin.

Starbucks

Starbucks — история-предостережение. Любому бренду опасно «разбавлять» первоначальные обещания или распространиться в те области, где преимущества этого бренда уже не имеют никакого значения.

На рубеже веков, после двух десятилетий стремительного роста, Starbucks стала воспринимать себя как нечто большее, чем кофейни или связанное с ними удовольствие — как лайфстайл. Бренд вышел далеко за свои первоначальные пределы и теперь был призван олицетворять определенное отношение к жизни, причем в разных ее областях. Компания начала продвигать свой бренд на новые рынки, вкладываться, например, в стартапы, продающие мебель по интернету.

Уолл-стрит не одобрил такую стратегию, и за день акции компании упали на 28%, то есть фирма потеряла 2 миллиарда от рыночной цены. Прислушавшись к финансовым аналитикам, Starbucks «вернулась к своим истокам», сосредоточилась на основном бизнесе — кофейнях, и ее осторожность была вознаграждена, когда посреди грянувшего экономического кризиса компания смогла удержать и свои цены, и свои прибыли на достаточно высоком уровне.

Читайте материал по теме: Не делайте ваш бренд похожим на другие

Но затем компания предприняла ряд мер — перешла на упакованный кофе вместо свежемолотого. Бариста перестал засыпать зерна в кофемолку на глазах клиента, в результате пропала та неповторимая атмосфера, за которой люди и приходили в Starbucks. А когда были нарушены обещания — «обеспечить самый вкусный на свете кофе» — естественно, пошли на убыль и продажи: недовольные клиенты ушли в другие сети и кофейни.

И вновь Starbucks отреагировала «возвращением к истокам»: в компании произошли изменения, появились новые кофеварки, вновь стали продавать всякие связанные с кофе атрибуты, запахло жареными зернами, ассортимент пополнился новыми сортами (Pike Place & Blond). В феврале 2008 года была проведена легендарная акция — все 7100 американских кофеен закрылись на три часа для переобучения персонала. Гендиректор компании Говард Шульц вдохнул в нее новую жизнь, напомнив: «Мы забыли о главном, что у нас было, — это о наших клиентах».

Благодаря такому опыту Starbucks сосредоточилась на задачах бренда и стала выполнять свои обещания.

Virgin

Virgin выбрала принципиально иной путь, умышленно распространяя положительный опыт бренда на самые разные отрасли. Все виды бизнеса распределялись по семи категориям: развлечение, красота и здоровье, досуг, деньги, люди и планета, телекоммуникации и технологии и, наконец, путешествия. В любой отрасли бренд обещал отстаивать интересы клиентов, приходить в те категории товаров и услуг, где о клиенте пока плохо заботятся, и делать там все по-другому или же создавать нечто новое, чтобы наконец удовлетворить нужды клиентов.

Читайте материал по теме: Что отличает вашу компанию от других?

Столь обширное обещание охватывает множество разных брендов, но осуществить его оказалось не так-то легко, о чем свидетельствуют неудачи и провалы Virgin на многих товарных и сервисных рынках. Во многих сферах рынка клиенты и так были вполне удовлетворены и не нуждались в коле, водке или свадебных платьях от Virgin или во многих других товарах, за которые фирма бралась, но потом снимала с производства. Это рискованный путь: пусть бренд долго остается юным, крутым и попросту клевым, столь частые нарушенные обещания рано или поздно посеют в умах клиентов сомнения. Как итог — преданность бренду ослабевает.

Можно сравнить ценность бренда с банковским счетом. Когда бренд «ведет себя хорошо», вводит интересный новый продукт — например, количество денег на счету растет, но если бренд «поступает дурно» — скажем, предлагает новый продукт, который не нравится клиентам и тем более такой, который приносит убытки, то деньги на счету тают. Virgin «разбогатела» в этом смысле за счет нескольких очень успешных продуктов — Virgin Megastores, Virgin Atlantic, Virgin Mobile и так далее. Каждая из этих новинок существенно пополняла «счет бренда». Но если руководители компании не проявят осторожность, то этот ресурс может быстро исчерпаться из-за неудач, подрывающих репутацию бренда. Недавний трагический крах пробного полета Virgin Galactic напомнил о риске, связанном со слишком широкой экспансией бренда, о том, как легко заработать пятна на репутации и как трудно их отмыть.

В противоположность Starbucks компания Virgin предпочитает ходить по канату — для этого требуется не только величайшая креативность, но и высочайшее искусство маркетинга, небывалые навыки менеджмента.

Google

Google мудро усваивает опыт обеих этих компаний. До сих пор она применяла и стратегию «единого бренда», постоянно расширяя линейку своих продуктов, вплоть до Google Glass и Google Play, и стратегию «многих брендов», собирая целое портфолио, среди которых сама Google не значится (Nest, Calico, Fiber и т. д.). Комбинированные стратегии построения бренда тоже не вчера появились, но важно позаботиться о пропорциональном развитии всех аспектов такой стратегии и своевременном их внедрении.

И руководство Google, очевидно, пришло к выводу, что, сколь ни славен этот бренд, все же он, как любой другой, имеет свои пределы. Своим преимуществом и ценностью он обладает только в определенных отраслях. Подобно тому, как суть бренда Starbucks — «приятное кофепитие» — так и суть бренда Google — «доступная, релевантная информация». Это напрямую следует из заявленной миссии — «систематизировать всю информацию в мире и сделать ее повсеместно доступной и полезной». Поисковая система воплощает это обещание бренда, так же как и ряд дополнений — карты, книги и т.д.

Читайте материал по теме: Как дизайн вдохновляется пародией

Но по мере того, как Google росла и продвигалась в новые отрасли — например, в разработку автомобилей с автопилотом или лекарств, связь обещания и корпоративной миссии заметно ослабела. Теперь бренд стал ассоциироваться со слишком большим количеством отраслей, и его значение начало размываться. Клиенты, а также финансовые аналитики уже не столь отчетливо понимали его назначение и ценность.

Создав Alphabet, Google зафиксировала и прояснила стратегию бренда, которая позволяет компании брать лучшее от обоих миров: плотно сосредоточиться на бренде Google, но собирать портфолио под именем Alphabet. С появлением Alphabet собственно Google сможет полностью сосредоточиться на обещаниях «головного бренда» и корпоративной миссии. От такой специализации выиграют партнеры, повысится прибыль, и финансовые аналитики не оставят эти факты без внимания.

Реорганизация превратит Alphabet в зонтичную компанию, под эгидой которой соберется пестрое портфолио разных брендов. Бренд Alphabet не будет заслонять собой другие в этом портфолио, хотя и может быть по желанию указан как явный или подразумеваемый спонсор того или иного продукта.

Читайте материал по теме: Пусть ваша компания станет привычкой для клиентов

Бренды растут и процветают, если выполняют свои обещания, то есть предоставляют клиентам лучшие товары или услуги, чем любая другая компания. Согласовывая архитектуру бренда с обещаниями и стратегиями развития продукта, Google обеспечила необходимую ясность и клиентам, и рынку.

Читайте по теме: