Задавайте открытые вопросы и добьетесь доверия | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Задавайте открытые вопросы и
добьетесь доверия

Как и почему работает эта стратегия?

Автор: Дэвид Брендел

Задавайте открытые вопросы и добьетесь доверия

читайте также

Маркетинг для аватаров

Хемп Пол

«HR-менеджеры должны стать панками»

Кристиан Шмейхель

Новый императив продаж

Брент Адамсон,  Гомес Кристина,  Томан Николас

15 приемов, которые помогут запомнить любые иностранные слова

Михаил Бондарев

Во многих компаниях сотрудники продвигаются по карьерной лестнице и становятся руководителями благодаря тому, что добиваются успеха на той или иной должности (например, если он был отличным айтишником или инженером). Вроде бы логично, ведь управленец должен разбираться в специфике работы своих подчиненных, но вместе с тем такой подход приводит к роковым ошибкам: те навыки, которые помогают отличиться техническому специалисту, недостаточны для успеха в роли начальника.

Этот парадокс можно увидеть в любом бизнесе, в любой организации, и мне, коучу руководителей, доводилось работать с клиентами из самых разных отраслей. Эти люди неожиданно для себя стали менеджерами-управленцами — например, талантливый разработчик программного обеспечения взял под свое начало четыре инженерные команды; врач, замечательный хирург, возглавил больничное отделение; сильный продажник, вынужденный отказаться от своего ремесла, чтобы руководить 25 другими сейлзами.

Чтобы заслужить доверие подчиненных и руководства компании, новоиспеченные менеджеры должны срочно освоить весь репертуар подлинного лидерства. Например, нужно знать, как овладеть вниманием аудитории, как пользоваться невербальным языком, в том числе языком жестов и мимикой. И вербальная коммуникация тоже должна быть прямой и точной и вместе с тем — уважительной и дружественной. Это все очень непросто, и многие менеджеры поначалу не могут сообразить, какие же навыки требуется развивать в первую очередь.

Работая с такими клиентами, я прежде всего учу их сохранять спокойствие, сосредоточившись на одном важном навыке, который можно освоить немедленно: научитесь задавать открытые вопросы и избегайте директивных указаний. Простая, прямая, сразу запоминающаяся стратегия поведения. И успех легко поддается измерению. Либо сам менеджер, либо тот, кто его контролирует, подсчитывает, сколько он задал таких вопросов и сколько дал категорических указаний на встрече с подчиненными. Пропорция должна быть высокой, до 10 вопросов на 1 указание. Так мне подсказывает опыт клиентов, преуспевших в итоге на руководящих должностях.

Читайте материал по теме: 7 правил успешных рассказчиков

Как и почему работает эта стратегия? Прежде всего нужно учесть сам характер открытого вопроса, который побуждает реципиента сообщения внимательно обдумать свои мысли. В отличие от вопроса, требующего односложного «да» или «нет», открытый вопрос ведет к диалогу, укреплению отношений. Если задать его спокойным, нейтральным тоном (никак не намекая на «единственно правильный» ответ), такой вопрос поможет получить существенную информацию о наличных проблемах и возможностях. Открытые вопросы помогают строить отношения на взаимном доверии. Подчиненные видят, что к их мнению относятся с интересом и уважением. Отношения между начальником и подчиненными укрепляются — и благодаря этому повышается эффективность и качество жизни на рабочем месте.

Вот пример вопроса, который управленец мог бы задать подчиненному: «Когда вы будете готовы овладеть тем новым техническим навыком, который гендиректор поручил нам освоить?». В ответе вы получите информацию о мотивации подчиненного, о его способности к адаптации, а также поймете, каковы реалистические ожидания на данный момент. Прямое указание — «Вы должны освоить этот навык к концу месяца» — вызовет у подчиненного страх, досаду, разочарование или агрессию. Выполнено оно не будет — очень трудно соответствовать навязанным целям.

Открытый вопрос еще и открывает перед подчиненными возможности для развития. Многие новоиспеченные менеджеры слышат, что нужно «делегировать полномочия», заниматься «стратегией, а не тактикой», но следовать этому совету не могут, потому что люди попросту не справляются с теми операциями, в которых сам большой босс достиг высшего мастерства. Я же советую не «делегировать полномочия», а задавать вопросы, отвечая на которые подчиненные как раз и разовьют нужные навыки. Например, спросите: «Кто может поддержать вас и помочь освоить такой-то важный навык?» или «Чем я могу помочь, чтобы вы научились делать это самостоятельно?».

Читайте материал по теме: 5 советов для выступающих без подготовки

Как и с любой другой стратегией — эта тоже может прийтись кому-то из подчиненных не по душе. Если так, не нужно настаивать. Начинайте с открытых вопросов, но, если не получаете адекватной реакции, давайте такому человеку конкретные указания. А для совсем неподатливых придется разработать план работы над собой, в самом же худшем случае — уволить или перевести в другой отдел. Работая с клиентами, которые становятся руководителями, я порой прибегаю к аналогии: конфликтующие стороны должны начинать с переговоров, но если дипломатия не сработает, пусть говорят пушки.

Однако при вдумчивом применении открытых вопросов проколы случаются редко. Новоиспеченным менеджерам нужно не свою точку зрения навязывать, а правильно задавать вопросы, внимательно слушать ответы и налаживать диалог. И «не навязывать свою точку зрения» подразумевает, что не надо полностью определять повестку дня. Один из важнейших вопросов, которые новый руководитель должен задать своим подчиненным, звучит так: «Какой аспект вы бы хотели вынести на повестку дня в следующий раз?». Этот вопрос выражает готовность начальника к сотрудничеству, а ответы помогут вам получить ценные сведения о состоянии дел. И таким образом ваши подчиненные возьмут на себя ответственность за те проблемы, которые по своей воле включат в повестку дня. Абсолютно выигрышная ситуация: и доверие укрепляется, и вовлеченность возрастет.

Читайте по теме:

Для того, чтобы сделать сайт оптимальным и постоянно совершенствовать его, мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie. Подробнее.