читайте также
Все мы изо всех сил стараемся повышать качество совместной работы. Технологии несколько облегчают нам эту задачу. Однако цифровые инструменты — это лишь часть решения. В конечном счете качество сотрудничества зависит в первую очередь от самих людей.
Проблема в том, что технологии, призванные помогать совместной работе, развиваются намного быстрее, чем мы успеваем их осваивать. Можно ли как-то сократить это отставание? Год назад мы задались целью найти ответ на этот вопрос и обратились к коллективному опыту нескольких десятков сообществ и образовательных учреждений. И вот что мы обнаружили.
В большинстве организаций существует некий стандартный набор инструментов, позволяющий создавать и руководить командой. В этот набор входят психологические личностные тесты, перечень профессиональных навыков и ролей в команде. Когда вы формируете рабочую группу, вы принимаете во внимание индивидуальные особенности людей: интроверты они или экстраверты, склонны ли они к рискованным действиям или же стараются их избежать. Какой тип мышления им ближе: аналитический или интуитивный? Вы учитываете их профессиональные навыки: в какой области они специализируются, каковы их знания, опыт и таланты? Также вы размышляете об их предполагаемой роли в будущей команде: каков будет их вклад в общее дело?
В обычном понимании роли в коллективе должны описывать то, чем люди занимаются. Когда нам нужно принять решение, мы обращаемся к руководителю этой группы. Если надо узнать о текущем состоянии дел — идем к менеджеру проекта. Требуется что-то изучить? Направляемся к ответственному за исследовательскую часть.
Но на сегодняшнем рынке самыми дальновидными зачастую оказываются не те фирмы, которые производят больше и лучше конкурентов, а те, что лучше всех думают. Существует великое множество инструментов, которые помогают нам быстро разобраться в том, чем занимаются наши коллеги. Гораздо сложнее понять, как они мыслят. Согласно исследованиям, именно качество коллективного мышления в итоге определяет производительность всей рабочей группы.
В связи с этим мы предлагаем наравне с традиционным распределением командных ролей согласно деятельности сотрудников также присваивать им когнитивные роли. Вы с коллегами по команде и организации должны понимать образ мышления каждого из вас. Это знание положительно скажется на энергии, вовлеченности, продуктивности и творческой активности всех членов коллектива.
Чтобы возникла атмосфера сотрудничества, надо добиться слаженной работы людей друг с другом. Однако не менее важно, чтобы они согласованно думали.
Читайте материал по теме: Признаки того, что вам недостает эмоционального интеллекта
Существует ли способ определить, как именно вы и другие члены коллектива мыслите? Некоторые методы позволяют проанализировать стиль мышления человека и его влияние на других при работе в режиме один на один. Тем не менее нам не удалось обнаружить простой системы, которая давала бы возможность оценить образ мыслей членов команды с целью помочь им лучше взаимодействовать и сотрудничать друг с другом. Поэтому, пройдя нелегкий путь, совместными усилиями мы разработали методику, состоящую из трех шагов, которая приводит к существенным практическим результатам.
Фокус. Первый шаг заключается в том, чтобы установить, на чем вы концентрируетесь в тех или иных условиях или обстоятельствах. Чему вы уделяете больше внимания: идеям, процессам, действиям или отношениям? Например, когда утром вы обдумываете предстоящий день, что сильнее всего занимает ваши мысли: проблемы, которые надо решить, планы, которые нужно составить, действия, которые следует предпринять, или люди, с которыми необходимо встретиться?
Это не значит, что, выбрав один вариант, вы исключите все остальные. Суть в том, чтобы понять, что в первую очередь естественным образом оказывается в центре вашего внимания. Чтобы оценить, как это работает, задайте себе вопрос: если бы вы решили пойти в кино или почитать книгу, какой жанр вы бы предпочли: боевик, мелодраму, детектив или триллер?
Направление. Следующий шаг — определить направление ваших мыслей в данном контексте. Что в них выходит на первый план: детали или же общая картина. Есть неплохой способ выяснить это, вспомнив, какие ситуации вас, как правило, беспокоят на совещаниях. Что чаще всего вызывает ваше недовольство: когда начинают излишне копаться в частностях или когда, минуя конкретику, говорят о проблеме в целом.
Читайте материал по теме: Как справиться с первопричиной стресса
Оба этих аспекта являются неким дополнением к личному темпераменту, профессиональным навыкам и традиционным ролям в организации. Некоторые менеджеры проектов склонны уделять больше внимания процессам, другие же тщательнее концентрируются на людях. Среди экстравертов есть те, кто предпочитает рассматривать картину в целом, и те, кто больше склонен погружаться в детали.
Третий шаг нашей методики состоит в том, чтобы объединить эти аспекты и узнать наконец, какого стиля мышления вы придерживаетесь в тех или иных условиях или обстоятельствах.
К стилям мышления, ориентированным на общую картину, относятся:
- Исследователь — генерирует новые творческие идеи;
- Проектировщик — разрабатывает эффективные системы;
- Мотиватор — призывает людей к действиям,
- Связной — строит и укрепляет отношения.
Стили мышления, нацеленные на детали:
- Эксперт — добивается объективного анализа и глубокого понимания предмета;
- Оптимизатор — заботится о повышении продуктивности и эффективности;
- Производитель — стремится довести дело до конца и наращивает темп работы;
- Коуч — развивает людей и раскрывает их потенциал.
Когда вы знаете свой стиль мышления, то понимаете, какие задачи вас воодушевляют и придают вам сил, почему некоторые типы проблем доставляют вам трудности или вызывают скуку и как стать лучше в тех областях, которые помогут вам добиться своих целей.
Читайте материал по теме: Эмоциональный интеллект: учимся общаться с невыносимыми людьми
Определив свой стиль, имеет смысл рассказать о нем другим членам команды, а также выяснить их стили. Таким образом ваш образ мышления станет важным инструментом в коллективе — своего рода социальной валютой. Представьте, что вы собираете команду, чтобы начать работать над новой идеей. Разве вам не захочется выяснить, кого вдохновляют дискуссии о стратегии (относящиеся к общей картине), а кого они прямо-таки раздражают? Кто любит ломать голову над деталями выполнения задачи, а кого больше привлекает налаживание и укрепление связей в команде?
Рассмотрим пример из реальной жизни. Одна компания разделила всех своих менеджеров, исходя из стиля мышления, на две категории: лидеров и управленцев. Позже, анализируя результаты своей работы, они осознали, что в их команде было много «исследователей» и людей, склонных к действиям («мотиваторов» и «производителей»), но заметно не хватало специалистов, которые бы должным образом продумывали процессы («проектировщиков» и «оптимизаторов»). Команда не испытывала дефицита ярких идей и всегда рвалась в бой, но плохо прорабатывала детали и не могла наладить эффективность работы.
Приняв к сведению эту информацию, они стали прислушиваться к тем, чей тип мышления часто казался исследователям и побудителям «сплошным занудством». Одновременно с этим компания изменила корпоративную культуру и кадровую политику, чтобы сбалансировать и диверсифицировать стили мышления.
Другой пример из жизни одной руководительницы, которая всегда работала в богатых на идеи областях, таких как консалтинг и маркетинг. Определив свой стиль мышления, она пришла к выводу, что ее всегда больше интересовали отношения, чем идеи. По своей природе она была скорее «связным», чем «исследователем». Она использовала идеи, чтобы развивать отношения, а не наоборот. В результате она сосредоточилась на развитии бизнеса и работе с клиентами, что самым положительным образом сказалось на уровне ее активности и вовлеченности.
Ландшафт бизнеса стремительно меняется, и нам нужно находить новые, еще более совершенные способы взаимодействия и общения. Все мы хотим работать друг с другом лучше. Проблема в том, как это осуществить. Рассматривая сотрудничество через призму мышления (а не деятельности), мы делаем решительный и важный шаг вперед.
Материал подготовлен при участии Элизы Стил. Она руководитель Jive — компании, разрабатывающей современные бизнес-решения в области коммуникаций.
Читайте по теме: