Системная перезагрузка | Большие Идеи

・ Этика и репутация


Системная перезагрузка

ххххх

Системная перезагрузка

читайте также

Жесткие правила Китая или смена мирового экономического порядка

Джефф Кехо

Лучший возраст для стартапа

Бенджамин Джонс,  Дж. Дэниэл Ким,  Пьер Азулай,  Хавьер Миранда

Почему менеджеры не ладят с кадровиками

Рон Ашкеназ

Мороз как стимул для инноваций

Александр Аузан

В прошлом номере «HBR — Россия» была опубликована статья Гэри Хэмела — «Менеджмент 2.0: новая версия для нового века». Автор уверен, что система управления в привычном виде устарела. Вместе с другими диссидентами от менеджмента он предлагает план реформ: изменить философию управления, отказаться от традиционной иерархии, поменять принципы контроля, создавать стратегию совместно и многое другое. Как эти идеи понравятся современным управленцам?

Сергей Черноволенко, генеральный директор Xerox в Центральной и Восточной Европе, Израиле и Турции

Похожие идеи уже некоторое время обсуждаются успешными менеджерами. По сути, речь о том, чтобы сделать бизнес более «социальным». Мысль хорошая, но претворять в жизнь ее надо аккуратно, ведь у бизнеса и общества есть принципиальные целевые отличия: устойчивая прибыль и рост производительности — цель бизнеса; улучшение качества жизни — цель социальных институтов. И потому, привнося в организации такого рода социальные идеи, важно держать в голове эту кардинальную разницу. А во что это непонимание может вылиться, можно увидеть, обратившись к нашему недавнему советскому прошлому.

По моим собственным наблюдениям, ландшафт менеджмента начал трансформироваться примерно лет десять назад. Первое наблюдение — люди стали чаще менять работу. Если еще в середине 1990-х годов частая, раз в полтора-два года, смена работ в резюме человека вызывала у нас вопросы, то сегодня мы задаем вопросы, если он трудился на каждом месте по пять-семь лет. Частая смена — абсолютно нормально: люди ищут комфорта и новых знаний, они стали большими индивидуалистами, и управлять ими старыми методами уже просто не получится. Второе наблюдение — это то, о чем в статье не сказано, — технологический бум. Благодаря современным средствам коммуникации понятие «рабочий офис» расширяется: теперь совсем необязательно сидеть в офисе целый день, меняет свои «очертания» трудовой распорядок дня. Идея корпоративного контроля в таких условиях требует переосмысления: самодисциплина и доверие эффективнее. Вот они три основные тенденции, меняющие менеджмент: индивидуализм, «социализация» и технологии.

Но в целом вектор в управлении можно свести к одному утверждению: если раньше во главе угла стояли прибыль и стратегия по ее увеличению, то теперь абсолютно точно — люди. В лучших компаниях такое положение вещей сложилось уже давно, и потому они на слуху, успешны десятилетиями. Практика показывает, что прибыль и производительность выше в тех организациях, где людям комфортнее работать. И даже хорошая стратегия не спасает компании, где роль человека мала и правит авторитаризм.

Андрей Яновский, генеральный директор компании «Нидан Соки»

Мысли авторов звучат общо и как будто на старый лад: ставить высокие цели, руководствоваться идеей корпоративной ответственности и т.д. Но если вдуматься, конечно, это менеджмент будущего. Многие рекомендации, скажем, по поводу разрушения иерархии и привлечения людей к созданию стратегии — не очень новы, и в передовых компаниях менеджеры их давно используют. Но это не значит, что говорить об этом уже не надо: одно дело заразить ими молодых управленцев, а совсем другое — акционеров или умудренных опытом руководителей, которые привыкли управлять по старинке. Да и академическое образование так просто не изменишь. С чего начинается стандартный курс MBA? Не с инноваций, а с того, как сэкономить на масштабе.

Да и на практике не все так просто. Управление будущего легко внедрять в компаниях, выпускающих целый букет «быстрых» продуктов, которые можно легко менять. Не случайно же в числе передовых всегда Google или Microsoft. Нам на рынке FMCG сложнее — любая перестройка производства стоит больших денег. А каково это — быстро перестроить какое-нибудь металлургическое предприятие, я представляю с ужасом. Но и мы должны иметь такой «букет», где роль каждого продукта в общей прибыли может меняться. И мы активно боремся за адаптивность — так же, как раньше за эффективность: воспитываем команду, выбираем курс сообща, корректируем стратегию раз в год, а не в пять лет. Очевидно, что волна «нового менеджмента» до некоторых рынков докатится позднее. Но это не страшно: умный руководитель понимает, что новые инструменты надо применять постепенно. В 1996 году я, отвечая в Coca-Cola за регионы, отправился в Австралию, а вернулся с огромным списком новшеств, которые нужно было внедрить. И с сожалением понял, что ничего не получится: инфраструктуры нет. А в 2002 году обнаружил, что применил практически весь список: просто делал это постепенно, год за годом, выбирая подходящий момент. Мгновенной революции в менеджменте, о которой пишут авторы, быть не может: нам, практикам, надо думать и о прибыли сегодня. Но вот эволюцию ускорять мы просто обязаны.

Максим Гришаков, вице-президент корпорации Wrigley, исполнительный директор Wrigley Mexico

Авторы опоздали со своими идеями лет на 10 —15: большинство правил, преподнесенных ими как идеал далекого будущего, уже воплощены на практике многими прогрессивными компаниями. Описанная ими «реальность» слишком уж «черно-белая» и архаичная: деспотизм руководства, железная иерархия, коридорное мышление, игнорирование и непоощрение инициатив сотрудников и т.д. Авторы, видимо, работали в крупных корпорациях еще задолго до перехода к научной или консультационной деятельности и потому не в полной мере ощущают те изменения, которые происходят в бизнесе последние 10 лет, а особенно — в предыдущие 3 года. Я досконально знаю опыт и подходы компании Wrigley, а в последнее время пришлось погрузиться в среду еще одной крупной частной компании — Mars. И если сравнивать эти две организации с «реальностью» из статьи, то — готов поспорить!  — мы находимся если и не на этапе 2.0, то уж точно — на 1.8 —1.9. Большинство принципов «управления 2.0» давно работают и приносят плоды в очень многих организациях. Более того, я уверен, что компании, которые отказались от устаревших подходов на деле, а не на бумаге, в период экономической нестабильности показывают гораздо большую результативность.

Некоторая поверхностность статьи и отсутствие конкретных примеров настораживают, тем более что соавторы призывают разрушить устои до основания. Не до конца ясно, что предлагается строить — где-то мы это уже проходили. Исследователи не уделяют внимания самому принципиальному вопросу — конкретной цели изменений, ограничиваясь общими фразами о «подъеме управления на новую высоту» и пр. В этом — основное отличие теоретиков от практиков. Для первых важны изменения порой ради самих изменений. Для вторых — достижение конечной, четко сформулированной цели, и потому любые реформы у них осуществляются как шаг на пути к ней. Именно поэтому бизнес использует описанные инструменты скорее как надстройку, а не как глобальную идею, в то время как для авторов статьи разрушить старое и создать новое — принципиальная задача.

Для того, чтобы сделать сайт оптимальным и постоянно совершенствовать его, мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie. Подробнее.