За привычные рамки | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

За
привычные рамки

Творческое мышление

Автор: Розабет Мосс Кантер

За привычные рамки

читайте также

Пять правил, которые помогут вашей команде научиться работе с данными

Рашид Сабар

Инновации: люди или процедуры?

Андреа Ованс

Пробиться в мире мужчин

Ибарра Эрминия,  Колб Дебора,  Робин Эли

Победа на четырех фронтах

Стюарт Фридман

Говоря о творческом мышлении, мы прибегаем к метафоре «выйти за рамки привычного». Однако серьезные структурные сдвиги, происходящие в обществе последние годы, требуют все более масштабных идей, а значит, мы должны не просто расширять рамки мышления, а полностью отказаться от них. Лишь те лидеры, кому удастся изменить свой образ мыслей и отбросить всякие ограничения, смогут предложить миру революционные идеи.

Организации, структура которых сдерживает инновации, находятся в плену «рамочного» мышления. Когда определяются очертания этих рамок, группы, движимые разными интересами, кидаются делить их внутреннее пространство. Даже новаторы не выходят за пределы установленных границ и принимают свою организацию и отрасль как данность. Поэтому они следят за конкурентами, подобными себе, и за устоявшимися рынками. И фокусируются на развитии существующих организационных возможностей, а не на поиске новых способов решения проблем.

Даже небольшой шаг за пределы привычного пространства может принести ощутимую пользу. Многие компании из сферы высоких технологий размещают инженеров на территории заказчика, чтобы упростить обратную связь и ускорить разработку продуктов. Бразильский банк Santander привлекает специалистов, вкладываясь в программы по борьбе с преступностью в районах, где расположены его отделения. Менеджеры по продажам японского производителя электроники Omron ищут возможности для создания новых продуктов, расспрашивая клиентов и наблюдая за их работой. В IBM будущих руководителей международного уровня готовят не в классах, а на практике, отправляя их решать сложные задачи в незнакомых странах. Бывший глава P&G Алан Лафли на время поселил своих сотрудников в домах потребителей, чтобы узнать их нужды. Он поощрял новые идеи независимо от того, откуда они исходили: из корпоративных лабораторий или извне. Новый руководитель компании Роберт Макдональд пошел еще дальше: он обратил взор на общественные группы вне существующих рынков. Смысл его стратегии — в поиске возможностей для роста с помощью более полного выявления новых потребностей большего числа людей на большей территории.

Такой подход можно применять, и когда речь идет о жизненно важных сферах вроде здравоохранения и образования. Здравоохранение — это больше, чем больницы, а образование — больше, чем школы. Для прогресса необходимы радикальные институциональные изменения, которые позволят модернизировать не только товары и услуги, не только организации и индустрии, но и все взаимосвязанные системы в целом. Руководителям следует выйти за рамки привычных представлений, чтобы модернизировать города, экосистемы, производственные и потребительские цепочки и социальную сферу.

Инновационное развитие взаимосвязанных систем позволит изменить обстановку в учебных заведениях и за их пределами и повысить эффективность обучения. Некоммерческая сеть детских центров в Нью-Йорке добилась увеличения посещаемости и успеваемости в школах и колледжах, где учатся дети из малообеспеченных семей.

А вот примеры нестандартного мышления в здравоохранении: перенос врачебной помощи из больниц в поликлиники, развитие семейной медицины и доврачебной помощи; использование менее квалифицированного медперсонала для диагностики и вакцинации населения; открытие мобильных клиник в торговых центрах; привлечение волонтеров к уходу за престарелыми на дому; взаимодействие служб, отвечающих за здравоохранение и охрану парков.

Подобная социальная модернизация открывает новые возможности и для бизнеса. Компании становятся институциональными предпринимателями и вырабатывают собственный подход к охране природы. У GE есть программа «эковоображение», у IBM — «разумная планета» (она обеспечивает инновации в области инфраструктуры), у Cisco — «умная сеть» распределения электроэнергии.

Чтобы инновации развивались, руководители должны думать не о том, сколько труда вложено проект, а о том, какую пользу он принесет. Они должны выявлять проблемы, требующие решения, ставить цели, предполагающие масштабные изменения, и определять, какие звенья в цепи следует укрепить. Для этого им необходимо выйти за привычные рамки на открытый простор новых идей.