Наука и бизнес | Большие Идеи

・ Этика и репутация

Наука
и бизнес

ххххх

Наука и бизнес

читайте также

Быстрорастущие компании важнее для экономики, чем малый бизнес

Дэниел Айзенберг

Перестаньте говорить «ничего страшного»

Джим Детерт

Великие предприниматели прошлого. Павел Подосенов

Мария Макарушкина

Три способа налаживать эмоциональные связи с сотрудниками

Скотт Эдингер

ОКАЗЫВАЕТСЯ…

1.Пейте, люди, молоко

Как известно, не все взрослые переносят молочные продукты: некоторые не переваривают молочный сахар — лактозу. Эта особенность организма называется гиполактазией. Молоко не усваивают 2—4% жителей СевероЗападной Европы, 90% жителей Азии, коренных народов Сибири и Дальнего Востока и 30—40% русских. Чтобы хорошо себя чувствовать, таким людям нужно соблюдать очень строгую диету. Однако современная пищевая промышленность настолько активно использует молочный сахар при производстве самых разнообразных продуктов, что избежать «встречи» с молоком практически невозможно. В зону риска чаще всего попадают мигранты, переехавшие из Азии в европейскую часть России или в другие страны. Многие из них раньше даже не подозревали о существующей опасности, ведь дома они питались только кисломолочными продуктами, в которых молочный сахар уже расщеплен бактериями. Гиполактазия может проявиться в разном возрасте: все дети примерно до пяти лет прекрасно справляются с молоком, а потом активность кишечного фермента, необходимого для расщепления молочного сахара, у многих неожиданно падает.

Группе биологов и медиков из разных научных институтов России удалось разработать сверхточный метод диагностики гиполактазии. Оказывается, существуют надежные признаки, позволяющие выявить эту особенность организма задолго до ее проявления. Новая методика, основанная на анализе ДНК, не только проста и надежна, но и очень удобна: в отличие от традиционных средств диагностики, она не вызывает у пациентов никаких неприятных ощущений.*

2. Биомаркер сна

Жизнь без сна невозможна: любой человек, даже самый выносливый, в какой-то момент устает и засыпает. Но есть люди, которым часто приходится бодрствовать, когда остальные спят, — это врачи, пилоты, водители. В их руках — жизни других людей, и они не могут позволить своему организму отключиться в неподходящий момент. Помочь в таких ситуациях мог бы маркер, указывающий на то, что человеку пора отдохнуть. Американские ученые предложили использовать в качестве такого маркера фермент амилазу. Проведя серию экспериментов на мухах, которым не давали заснуть, а потом и на людях, добровольно согласившихся некоторое время не спать, ученые сделали интересное наблюдение: оказывается, концентрация амилазы в слюне увеличивается по мере накопления усталости. Эти опыты, однако, нельзя назвать законченными: содержание фермента у всех было разным, поэтому теперь необходимо выявить его взаимосвязь с другими биомаркерами. Как только это будет сделано, появится возможность тестировать людей перед выходом на работу в ночную смену.*

З. Заразный смех

О некоторых людях говорят, что они смеются очень заразительно. Сотрудники лондонского Университетского колледжа экспериментально доказали, что это не фигура речи, а физически объяснимый факт. Оказывается, смехом действительно можно заразиться. Добровольцы, принявшие участие в исследовании британских ученых, прослушивали приятные и неприятные звуки, которые вызывали ответ определенного участка коры головного мозга. На положительные раздражители ответ был вдвое сильнее, а значит, чтобы вызвать смех, достаточно стимулировать область мозга, отвечающую за подготовку лицевых мышц к адекватной реакции. Поскольку механизм «запуска» смеха в мозге человека включается автоматически, люди часто не могут сдержать даже улыбку. Поэтому, например, стоит одному из участников скучного совещания засмеяться, как хохотом взрываются все присутствующие.*

СВОЯ ТЕОРИЯ

4. Внутренний счетчик

Любое более или менее сложное поведение человека основано на способности мозга точно отсчитывать время. Ученые давно пытаются найти в организме человека некое подобие часов. Однако исследователи из Медицинской школы Дэвида Геффена при

Калифорнийском университете считают, что часы тут ни при чем, — у них на этот счет своя теория. Они сравнивают процессы, происходящие в клетках мозга, с брошенным в воду камнем: чем больше прошло времени, тем дальше расходятся круги. Точно так же, зафиксировав информацию, мозг запускает каскад реакций между клетками — в результате каждое событие оставляет свою «подпись», кодирующую время. Авторы этой теории решили протестировать ее на добровольцах: их попросили оценить интервал между двумя звуками. После проведенных опытов ученые суверенностью заявили: механизмы времени, лежащие в основе сложных процессов, распределены по всему мозгу и ничем не напоминают работу привычных часов. А так как связанная со временем информация важна для распознавания речи, изучение этих механизмов позволит глубже проникнуть в тайны некоторых болезней.

НА ЗАМЕТКУ

Бактерии против нефтяных пятен

Московские химики разработали принципиально новый препарат для очистки воды, почвы и грунта от углеводородов, содержащихся в нефти и нефтепродуктах. Бактерии, входящие в состав этого препарата, отличаются способом питания: одни из них «заглатывают» нефть и «переваривают» ее, а другие расщепляют углеводороды и питаются уже менее крупными фрагментами, то есть фактически «доедают» за первыми. В результате скорость и степень переработки нефти значительно повышаются. Главная особенность нового препарата в том, что бактерии полностью очищают территорию от нефти и тут же умирают от голода, при этом не причиняя окружающей среде ровным счетом никакого вреда.*

Бензин из полиэтилена

Ученые из Российского химико-технологического университета придумали оригинальное применение полиэтилену. Они разработали технологию, позволяющую эффективно перерабатывать отходы и при этом производить… топливо. Из килограмма старых полиэтиленовых пакетов химикам удалось получить литр бензина и немного топливных газов. Чтобы использовать этот метод в промышленности, необходимо лишь создать реактор большого размера — так что дело, можно сказать, за малым! Сейчас исследователи решили обратить внимание на отходы животного и растительного происхождения.*

Универсальный белок

С ним связывают развитие систем хранения информации и сверхбыстрых детекторов света. На него возлагают огромные надежды разработчики искусственного глаза. Он входит в состав биологически активных добавок с антиоксидантными и радиопротекторными свойствами. Это чудо-вещество называется бактериородопсин, и в ближайшие годы оно может стать основой многих инновационных проектов. Несмотря на свой огромный потенциал, бактериородопсин до последнего времени оставался «дефицитным» товаром: его производство всегда обходилось невероятно дорого. Дело в том, что бактериородопсин — это белок, вырабатываемый чрезвычайно капризными галобактериями, культивировать которые очень сложно. Но вскоре все должно измениться. Не так давно российские ученые нашли новый подход к созданию уникального белка. Их эксперименты дали потрясающие результаты: количество получаемого бакте-риородопсина увеличилось в 20—25 раз, а стоимость упала почти в 100 раз. Но это еще не все: другое достоинство нового метода — минимальное содержание побочных веществ в конечном продукте.*

* По материалам: www.informnauka.ru Составили: Анна Натитник и Мария Миронова

В СЕТИ

В идеале PR — это отлаженная и тонко настроенная система. Как этого добиться, рассказывают авторы и посетители специализированных блогов.

http://www.businesspr.ru/

 Бизнес PR

Автор: Инна Алексеева

Цитаты: /О себе/ «Начала свой бизнес — PR-агентство. Ранее работала во французской банковской группе Societe Generale и агентстве недвижимости DOKI». /О блоге/ «Здесь можно найти интервью с PR-директорами, рецензии на книги и заметки о том, как и зачем делается PR в фирме». /Из дневника/ «Когда в моей жизни стояла задача привлечь в новое агентство клиентов, было найдено такое решение: проверять сайты потенциальных клиентов и высылать им предложения о сотрудничестве. Часто срабатывало!». RU

http://blog.micromarketing.ru/category/pr/

 Микромаркетинг

Автор: Алексей Новиков Цитаты: /О себе/ «Я не бизнес-гуру… хотя иногда выступаю на семинарах». /О блоге/ «Если у вас нет лишних 20 млн долларов на ребрэндинг и еще 20 млн на то, чтобы потом оправдываться, читайте мой блог». /Из дневника/ «Иногда случаются ситуации, когда негативная информация о компании выходит из-под контроля и угрожает бизнесу… Каждый кризис индивидуален, но есть несколько общих принципов, которые помогут выйти из положения». RU

http://online-pr.blogspot.com/

 Online Public Relations Thoughts

Автор: Джеймс Хортон (США) Цитаты: /Об авторе/ «Хортон — глава департамента корпоративных коммуникаций компании Robert Marston And Associates». /О блоге/ «Цель сайта — помочь специалистам в области PR лучше, оперативнее и с меньшими затратами обслуживать клиентов». /Из дневника/ «Насколько мне известно, компьютерные программы по управлению проектами редко используются в пиаре. Почему так происходит, до сих пор остается для меня загадкой. EN