Не введено название | Большие Идеи

・ Этика и репутация

Не
введено название

ххххх

Не введено название

читайте также

IBM и Apple: от соперничества к партнерству за 30 лет?

Бен Гомес-Кассерес

Как американские военные научились пресекать хакерские атаки

Джеймс Виннефельд-мл.

Автограф для бизнеса: как ускорить получение сертификата электронной подписи

В поисках идей: майский выпуск

Опубликовано 08.06.2010

Предлагаю сразу начать нашу тему с ситуации. Предположим, вы провели презентацию, и вам не задали ни одного вопроса. Что вы подумаете? Вариант 1: «Им было неинтересно. Мне не стоит больше делать презентации. Я просто ужасен».

Вариант 2: «Похоже, я сумел полностью раскрыть тему и предугадал все вопросы».

Если вы человек, которому свойственно думать в стиле «Вариант 1», скорее всего, вы почувствовали стыд и разочарование. Вероятное поведение — по возможности, не делать больше презентаций. Если вы думаете в стиле «Вариант 2», вам захочется выступить снова, возможно, добавив еще блеска в презентацию. В результате во втором случае вы развиваете свой навык и становитесь прекрасным оратором, а в первом перестаете тренироваться и выступать. Так действует оптимистичное и пессимистичное мышление на наше поведение и, соответственно, на результаты и успех. Задумывались ли вы над тем, насколько важно в бизнесе (в большинстве отраслей) быть оптимистом? О том, что такое оптимизм и пессимизм для вас?

Иногда между оптимизмом и позитивным мышлением ставят знак равенства. Однако это сильно мешает воспринимать оптимизм как совершенно практическую прикладную идею. Позитивное мышление можно описать известным вопросом «Стакан наполовину пуст или наполовину полон?» Это возможность увидеть стакан наполовину полным. Оптимизм же — это способность видеть обе стороны и действовать на основании увиденного («Я вижу, что стакан наполовину пуст, и я способен наполнить его, и очень быстро»). Оптимизм не только и не столько восприятие ситуации, сколько умение сохранять способность действовать в сложной ситуации.

Соответственно, оптимист — это не тот, кто всем доволен. Не тот, кто в кризис скажет, что у нас кризиса нет. Все помнят фразу, получившую распространение в ноябре 2008 года: «Кризис — в головах!» Тогда, после первой паники, возникла, как защита, эта мантра. А между тем на рынке консалтинга и тренинга оборот четвертого квартала 2008 года стал стремиться к нулю. И не видеть этого было невозможно. Можно было только отгородиться «Кризисом в головах» или, как король в «Обыкновенном чуде», требовать от придворных только хороших новостей и казнить за плохие. Так вот не видящий кризиса в кризис не оптимист, а, скорее, человек недалекий. Любопытно вели себя и пессимисты. Один коллега, человек далеко не старый, лет пятидесяти, забил подвал своей дачи макаронами — так, на всякий случай. Он приготовился к худшему, потому что имел удивительную способность видеть худшее в любой ситуации и считать, что «все это теперь никогда не кончится».

Так кто же тогда оптимист? Оптимист — тот, кто в кризис видит, что в экономике кризис, однако считает его явлением преходящим, исправимым и свойственным лишь определенным ситуациям. В общем случае оптимист говорит: «Трудности преодолимы, временны и возникают из-за стечения обстоятельств либо действий других людей. А раз так, я могу с этим справиться». И справляются. Пессимисты в такой же ситуации скажут: «Конца этому не видно, и у меня никогда ничего не получится». От таких мыслей человек приходит в расстройство, впадает в отчаяние и прекращает действовать. Он сам для себя создает препятствия. И, как в известной истории про лягушку, попавшую в крынку с молоком, тонет (в отличие от подруги-лягушки, сбившей из молока масло и выбравшейся из крынки). Получается, что оптимист более стоек в трудных обстоятельствах, более защищен своим способом мышления от парализующего воздействия негативных эмоций. И поэтому ему все дается легче (а окружающие, возможно, считают его везунчиком).

Как вы считаете, легко ли вам дается успех (если соотносить его с вложенными усилиями)? Радуетесь ли вы, когда добиваетесь успеха? Недавно моя знакомая, москвичка, работающая в рекламном бизнесе и неплохо зарабатывающая, сделала импульсивную покупку — купила квартиру в Черногории. Я порадовалась за нее, поздравила и спросила, рада ли она. Ответ меня поразил: «А у меня нет такого органа, который вырабатывает радость. У меня есть два состояния: спокойна и в тревоге. Сейчас я спокойна». Человек с таким мышлением усложняет себе жизнь потому, что не черпает силы в позитивных ситуациях. Когда у него (или у нее) что-то получается, это воспринимается как случайное явление или, в крайнем случае, как норма («и к чему об этом говорить?»). А вот когда плохо, тогда есть о чем поговорить. При этом такие люди не обязательно неудачники, бывает, они выстраивают карьеру и добиваются успеха. Только, как правило, очень высокой ценой — ценой стресса, подорванного здоровья и выгорания к пятидесяти годам. Так вот, работа над степенью оптимизма позволяет снизить эти факторы риска и добиваться большего успеха меньшими усилиями. Оптимизм позволяет не ломаться в сложных обстоятельствах, а использовать их.

Оптимизмом и пессимизмом занимается относительно новая отрасль психологии — позитивная психология. Несмотря на молодость науки, уже созданы инструменты измерения оптимизма (либо пессимизма), и предложены инструменты увеличения собственного оптимизма. Мы еще об этом поговорим более подробно, а в завершение хочется предложить вам для размышления другую ситуацию. Представьте, что ваша подчиненная, которую вы вырастили, воспитали и развили в настоящего профессионала, сообщает вам, что увольняется. Что вы подумаете? Будет ли среди ваших мыслей оптимистичный вариант? Следующий разговор-пост мы начнем именно с разбора вариантов мыслей и поведения руководителя в такой ситуации.