«У нас осталось примерно 12 лет» | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«У нас осталось примерно
12 лет»

Главные события 2018 года в области устойчивого развития

Автор: Эндрю Уинстон

«У нас осталось примерно 12 лет»
VIAFRAME/GETTY IMAGES

читайте также

100 лучших генеральных директоров мира

Китай как зеленая лаборатория *

Макдоно Уильям

«Удобный или запоминающийся?»: каким должен быть пользовательский опыт бренда

Александр Буойе,  Лерзан Аксой,  Люк Уильямс,  Тимоти Кейнингем

Не ставьте вознаграждение в зависимость от результатов

Остерлох Марджит,  Фрей Бруно

Каждый год я стараюсь определить важные темы в области устойчивого развития, которые могут оказать длительное воздействие на общество: от ярких доказательств глобальных мегатрендов до вдохновляющих историй корпоративных инициатив. 2018 год принес значительные изменения во многих сферах: в погодных условиях и экосистемах, политике и в наших ожиданиях от бизнеса. Кроме того, стал предельно ясен масштаб стоящих перед нами проблем и наших возможностей.

Давайте начнем с общей картины, а затем перейдем к историям успеха отдельных компаний.

Климатологи всего мира бьют тревогу

У нас осталось примерно 12 лет, чтобы что-то изменить. К такому выводу пришли ученые из Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), проведя масштабное исследование. Чтобы избежать наиболее разрушительных последствий климатических изменений, мир должен сократить выбросы углекислого газа на 45% к 2030 году и полностью отказаться от использования углеводородов к 2050 году (однако выбросы продолжают расти).

МГЭИК оценила разницу в последствиях от глобального потепления «всего» на 2°C (цель, установленная на глобальных климатических саммитах в Копенгагене и Париже) и удержания его на уровне 1,5°C. Последняя задача потребует гигантских усилий «беспрецедентного масштаба». Мы столкнемся с серьезными проблемами в любом случае, но каждые полградуса значительно сказываются на благополучии людей, планеты и экономики.

Неутешительным прогнозом делится не только МГЭИК. 13 правительственных учреждений США выпустили доклад «Национальная оценка климата», согласно которому климатические изменения могут снизить ВВП США как минимум на 10%. В других исследованиях говорится, что уровень моря может подняться выше, чем мы думали, площадь Антарктиды уменьшается в три раза быстрее, чем десять лет назад, а Гренландия быстро теряет запасы льда. Если оба ледяных покрова исчезнут, уровень моря может подняться более чем на 60 м, что приведет к разрушительным последствиям, среди которых исчезновение всего побережья Атлантического океана (Бостон, Нью-Йорк, Вашингтон и т.д.), всей Флориды, Лондона, Стокгольма, Дании, Парагвая и территории в Азии, на которой проживает более миллиарда человек.

Все это говорит о том, что бизнес должен существенно изменить свое поведение. Компаниям придется выйти далеко за пределы зоны комфорта, принимая решения по ряду вопросов: от политики, законов и правил до взаимоотношений с потребителями и инвестиций.

Целые города уничтожаются погодными катаклизмами

В этом году последствия стихийных бедствий достигли, по словам моего коллеги, «библейских» масштабов. Город Парадайс в Калифорнии был практически уничтожен лесными пожарами, которые усиливаются из-за изменений климата. В них погибли не менее 85 человек. Большинство домов в городе Мексико-Бич во Флориде было разрушено ураганом Майкл. Беспрецедентные ливни и ураган Флоренс обрушились на Северную Каролину и временно превратили крупнейшее шоссе в реку. Тайфун Мангхут опустошил Филиппины и некоторые части Китая, в результате чего погибли десятки людей. Невероятная жара накрыла этим летом четыре континента, в Европе и Азии были зарегистрированы температурные рекорды. В Венесуэле исчезает последний горный ледник. А Кейптаун практически лишился воды. Из-за засухи в этом году в городе чуть не отключили водоснабжение, удержаться от этой меры позволили ограничения использования воды и гражданская активность.

Эти происшествия имеют реальные последствия. Какой экономический ущерб наносится территории, лишившейся воды, оказавшейся под водой или полностью сгоревшей? К примеру, только в США в позапрошлом году потери от климатических катастроф составили $306 млрд.

Коралловые рифы умирают, насекомые исчезают, судьба крупнейших экосистем туманна

Ведущий мировой специалист по коралловым рифам подтверждает, что при потеплении Земли на 2 градуса все кораллы погибнут. Их исчезновение разрушит важный элемент морской экосистемы, которая обеспечивает белком сотни миллионов людей, ослабляет штормовые волны в прибрежной полосе и служит источником дохода для людей, занятых в сфере рыбной ловли и туризма.

Умирают не только кораллы: исчезают тихоокеанские леса водорослей, радикально сокращаются популяции насекомых, в том числе пчел, продолжают уменьшаться популяции всех млекопитающих.

Как все это связано с бизнесом? Для некоторых секторов экономики связь очевидна: пищевая и сельскохозяйственная отрасль не смогут накормить нас без насекомых-опылителей, а туризм будет терпеть убытки с исчезновением кораллов и других представителей живой природы. Но если взять шире, общество не сможет процветать, ведь столпы благополучия нашей планеты рушатся. А если не будет процветать общество, не будет процветать и бизнес.

Система защиты окружающей среды США продолжает разрушаться… изнутри

Агентство по охране окружающей среды и Министерство внутренних дел США сворачивают многолетние программы по защите воздуха, воды и земель. В 2018 году администрация президента США Дональда Трампа открыла все удаленные от берега воды для морского бурения, снизила требования к безопасности бурения, значительно ослабила влияние научного сообщества на законодательный процесс, снизила внимание к проблемам детского здоровья и облегчила требования к загрязняющим воздух угольным электростанциям.

Главный вопрос сейчас: выразят ли свое несогласие представители бизнеса, и выберут ли они сами более экологичный путь развития? Легко представить, почему так поступят транснациональные корпорации: они сталкиваются с давлением со стороны государства на региональном уровне. Так, губернатор Калифорнии Джерри Браун провел Глобальный климатический саммит, на котором многие американские города и штаты обозначили свои задачи по защите природы. Браун также подписал ряд строгих законов, призванных обеспечить Калифорнию электроэнергией, добытой без выбросов углекислого газа, к 2045 году и обязующих оборудовать все новые дома солнечными панелями. Поэтому, даже если инициативы государственного уровня в США захлебнутся, губернаторы и мэры, влияющие на условия ведения бизнеса на региональном уровне, будут продвигать проклиматическую повестку.

В противоположность США Европейский союз поддержал предложение не заключать новых торговых сделок со странами, не входящими в Парижское соглашение (то есть только с США). Во Франции к 2021 году будут закрыты все угольные электростанции. Индия недавно отменила планы на строительство таких электростанций. А в Китае запретили 500 моделей автомобилей, неэффективно расходующих топливо.

Выдающийся лидер уходит, но ему на смену приходят новые

За последние почти десять лет ни один руководитель не сделал больше для популяризации устойчивого развития в бизнес-среде, чем Пол Полман, покидающий пост CEO компании Unilever (отмечу для прозрачности: я работал с Unilever). Он отличается непревзойденной глубиной понимания самых значительных глобальных, социальных и экологических проблем и всегда был готов использовать возможности бизнеса для их решения. Не забывал он и о делах. За время пребывания Полмана в должности CEO компания выросла, а ее акции опережали конкурентов и индекс FTSE. К счастью, есть и другие лидеры, готовые сменить его, например, CEO компании Danone Эммануэль Фабер (об этом ниже).

Но климат — не единственная область, где заметны усилия руководителей со смелой позицией. Более широкие социальные вопросы также попали в заголовки. Газета The New York Times объявила, что в 2018 году «CEO-активизм стал новой нормой», чему способствовали такие лидеры, как гендиректор компании Salesforce Марк Бениофф. Новостная повестка включала и компанию Nike, которая сделала лицом своей юбилейной рекламной кампании «Just Do It» Колина Каперника, возглавившего протесты игроков Национальной футбольной лиги против насилия полиции по отношению к афро-американцам. (Продажи компании при этом быстро выросли). Под давлением со стороны детей, переживших стрельбу в школе, сеть магазинов Dick’s Sporting Goods прекратила продажу автоматического оружия, а другие компании разорвали отношения с влиятельной Национальной стрелковой ассоциацией США. Компания Kroger отпраздновала год своей инициативы «Zero Hunger» («Конец голоду»). Unilever пригрозила прекратить размещать рекламу в Facebook и Google, если компании не перестанут публиковать «фальшивые новости и токсичный контент». Сто американских CEO высказались по противоречивому иммиграционному вопросу и призвали государство к действиям. Многие компании США стали отпускать сотрудников с работы, чтобы они смогли проголосовать на выборах.

Danone становится крупнейшей в мире В-корпорацией

Получение сертификата «В-корпорации» требует соответствия ряду экологических, социальных и управленческих требований. Но важнее всего, что он обязывает компанию создавать ценность для всех заинтересованных сторон (клиентов, сотрудников, местных жителей и т.д.), а не только акционеров.

Французский гигант в области производства продуктов потребления Danone провел сертификацию 30% своих брендов и подразделений. По словам его представителей, сегодня «перед компаниями встает фундаментальный вопрос о том, чьим интересам они на самом деле служат». Можно сказать, что, получая сертификат B-корпорации, компания прямо заявляет, чьи интересы она ценит выше всего. Это программа — своего рода атака на устои акционерного капитализма.

Все больше инвесторов считают климат и устойчивое развитие вопросами первой значимости

В мире финансов происходят сдвиги. Инвестиционная компания Vanguard хочет, чтобы CEO были «силой добра». Глава Банка Англии Марк Карни утверждает, что «70% [британских] банков, обычно ориентирующихся на более короткую перспективу, считают климатические изменения финансовым риском, а не просто вопросом социальной ответственности». CEO крупнейшей по количеству активов инвестиционной компании Blackrock, Ларри Финк в весьма резких выражениях призвал гендиректоров крупных компаний думать об экологических, социальных и управленческих вопросах в долгосрочной перспективе.

Из бесед с руководителями некоторых крупных банков мне стало известно, как изменилось их отношение к целям их организаций и системным рискам. А один из крупных инвесторов в недвижимость из Майами постепенно начал выводить средства из активов на побережье из-за риска повышения уровня моря. Следите за новостями в этой сфере.

Распространение чистых технологий продолжается и ускоряется

Три новости из мира чистых технологий поразили меня в этом году.

1. Возобновляемые источники энергии продолжают дешеветь. Согласно ежегодному анализу стоимости строительства новых электростанций, который проводит компания Lazard, возобновляемые источники энергии сейчас как никогда дешевы. Другой глобальный анализ показал, что строительство новых ветряных и солнечных электростанций сегодня обходится дешевле, чем эксплуатация трети из существующих угольных, а к 2030 году будет обходиться дешевле эксплуатации 96% работающих электростанций.

2. Корпоративные закупки чистой энергии продолжают расти. За первую половину 2018 года предприятия купили больше чистой энергии, чем за весь 2017 год. Компании вроде Owens Corning (отмечу для прозрачности: она является моим клиентом) покупают достаточно энергии из возобновляемых источников, чтобы называть свои продукты произведенными без ущерба для окружающей среды (что она и делает с конца 2017 года).

3. Наблюдается бум электрических транспортных средств, и речь не только о легковых автомобилях: даже контейнерные суда теперь работают на электричестве. UPS закупила свои первые грузовые электромобили по цене, сопоставимой с ценой автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, а Китай каждые пять недель вводит в эксплуатацию почти 10 тыс. электробусов (размер всего автобусного парка Лондона).

Китай отказывается от мирового мусора

Годами между США и Китаем существовало соглашение: когда контейнерные суда прибывали из Китая с товарами, обратно они отправлялись наполненными бумагой и стеклом, предназначенными для переработки. Но с 1 января 2018 года Китай прекратил принимать отходы из США. Последствия этого шага непредсказуемы и продолжают распространятся все шире, в некоторых регионах уже скопились материалы, предназначенные для переработки, а цены на вторсырье обрушились. В мире бизнеса, старающемся найти применение всему и избавиться от отходов, это событие стало тревожным сигналом и продемонстрировало, сколько отходов мы по-прежнему производим.

Борьба c одноразовым пластиком накаляется. Первая жертва — трубочки

Иногда неожиданные вещи полностью меняют ситуацию. По ряду причин (одна из них — вирусное видео с черепахой, в носу у которой застряла пластиковая трубочка) компании в этом году объявили войну соломинкам для напитков. Marriott, McDonald’s, Starbucks, Burger King, город Сиэтл и многие другие уже отказались от них или постепенно прекращают их использовать. Это лишь малая часть более широкого разговора об одноразовом пластике, особенно пластиковых пакетах, против использования которых выступают компания IKEA и Тайвань.

Повышаются требования к поставщикам

Повышения экологичности цепочки поставок — давняя история, но в последнее время произошли некоторые заслуживающие внимания события. Компания Apple учредила фонд в размере $300 млн, чтобы помочь китайским поставщикам построить больше солнечных электростанций, а также заключила соглашения с металлургическими компаниями Alcoa и Rio Tinto для разработки более совершенного процесса плавки и производства алюминия без выбросов углекислого газа.

Что касается рабочей силы, задействованной в цепочке поставок, PepsiCo и Nestle прекратили сотрудничество с поставщиком пальмового масла, обвиняемом в нарушении прав человека. Coca-Cola заявила, что будет работать с Госдепартаментом США над использованием технологий блокчейн для борьбы с принудительным трудом.

Появляются все новые заменители мяса

Учитывая условия, в которых в настоящее время выращивается большая часть скота, один из самых эффективных способов сократить выбросы парниковых газов — есть меньше мяса. Число мясозаменителей растет, и количество продуктов питания, произведенных из неживотного белка, впечатляет. The Impossible Burger, Beyond Meat и другие бренды, производящие котлеты без мяса, превратили скептиков в преданных фанатов (это действительно вкусно) и, по словам The Wall Street Journal, «захватили мясные отделы магазинов». Еще один удивительный пример — технологическая компания WeWork, которая отказалась от мяса в своих офисах и даже перестала оплачивать сотрудникам покупку блюд из мяса в командировках.

Что дальше…

Уверен, что я пропустил множество событий, особенно за пределами США. Сложно делать прогнозы, но могу предположить, что 2019 год тоже будет непростым. Сегодняшняя международная политическая ситуация непредсказуема. В Бразилии пришел к власти авторитарный лидер, который призывает вырубить леса Амазонии, но изменилась расстановка сил в Палате представителей США, где большинство получили демократы, которые хотят уделять больше внимания вопросам устойчивого развития. Что бы ни происходило на политической арене, ясно, что компании будут по-прежнему испытывать давление, как изнутри, так и извне, и будут вынуждены больше заниматься социальными и экологическими вопросами. И, хотя перед нами стоят очень серьезные проблемы, я сохраняю оптимизм и думаю, что в 2019 году компании сделают больше, чем когда-либо.

Об авторе. Эндрю Уинстон (Andrew Winston) — бизнес-консультант по экологическим и социальным вопросам. Автор книг «The Big Pivot» и «Green Recovery», соавтор бестселлера «Green to Gold».

* деятельность на территории РФ запрещена