Женский вклад: на что влияет гендерный состав руководства | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Женский вклад: на что влияет гендерный
состав руководства

Как меняется стратегия компании с назначением женщин на руководящие посты

Авторы: Коринн Пост , Борис Локшин , Кристоф Бун

Женский вклад: на что влияет гендерный состав руководства
Lars Leetaru

читайте также

Как сделать крутую презентацию

Крис Андерсон

Карьера вышла боком

Владимир Рувинский

Ода несовершенному руководителю

Ванда Орликовски,  Дебора Анкона,  Питер Сенге,  Томас Мелоун

Средний бизнес не может позволить себе необдуманный риск

Роберт Шер

Исследования показали, что компании с большим числом женщин на руководящих позициях более прибыльны и социально ответственны, а также демонстрируют более высокие показатели безопасности и качества в обслуживании клиентов — и это лишь немногие из преимуществ. Конечно, в пользу увеличения разнообразия в руководящей команде есть сильные и очевидные моральные аргументы. Однако существует не так много исследований, способных объяснить, как увеличение числа женщин-руководителей связано с повышением производительности и какие именно механизмы обеспечивают положительный эффект.

Мы решили изучить эти вопросы и выяснить, как стратегический подход к инновациям меняется в зависимости от числа женщин-руководителей в компании. В течение 13 лет мы анализировали данные 163 международных компаний: отслеживали назначения мужчин и женщин на руководящие позиции, анализировали расходы на исследования и разработки, показатели слияний и поглощений, а также содержание посланий акционерам, чтобы определить, как долгосрочные стратегии этих компаний менялись после того, как все большее количество женщин входили в руководящий состав.

Будучи лидерами на европейском рынке, в период исследования все анализируемые нами компании активно занимались стратегическими инновациями (например, слияниями и поглощениями с целью освоения технологий и внутренними исследованиями и разработками), однако мы обнаружили, что их подход к этим инициативам значительно разнился. Так, мы смогли выделить три отчетливые тенденции, связанные с изменениями в стратегическом планировании компаний после включения женщин в состав руководящей команды.

1. Компании стали более открытыми изменениям и менее склонными к риску

Во-первых, мы обнаружили, что после увеличения числа женщин в руководящем составе компании становились более открытыми к изменениям и менее склонными к риску. Другими словами, эти организации все чаще соглашались на трансформацию и одновременно с этим стремились снизить связанные с ней риски.

Чтобы количественно оценить этот тонкий когнитивный сдвиг, мы проанализировали лингвистические изменения в документах компаний, выпущенных руководящей командой. Мы использовали стандартную методологию категоризации слов, в рамках которой такие слова, как «рискованный», «предприятие» и «шанс», объединялись в одну группу, как потенциально отражающие большую склонность к риску, в то время как слова «создавать», «преобразовывать» и «запускать» — в группу, указывающую на большую готовность к изменениям. Мы обнаружили, что после назначения женщин на руководящие посты частота употребления на письме слов, указывающих на склонность к риску, снизилась на 14%, в то время как частота использования слов, предполагающих открытость к изменениям, выросла на 10%.

Это говорит о том, что включение женщин в состав топ-менеджмента означает не только появление новых точек зрения в руководящей команде, но и меняет образ мышления всех ее членов. Наше исследование показывает, что женщины-руководители не просто предлагают команде новые идеи; их присутствие фактически делает руководящую команду более открытой к изменениям и менее склонной к риску. Как мы увидим далее, эти когнитивные изменения ощутимо скажутся на том, как компании принимают ключевые стратегические решения.

2. Компании сместили акцент со слияний и поглощений на исследования и инновации

В ходе исследования мы отметили, что с появлением женщин-руководителей организации постепенно переходили от стратегии приобретения знаний через слияния и поглощения, что можно охарактеризовать как традиционно мужской подход, к стратегии накопления знаний за счет внутренней научно-исследовательской деятельности, что больше соответствует традиционно женскому подходу к сотрудничеству.

Наш анализ показывает, что это изменение напрямую связано с растущим сопротивлением рисковому поведению, поскольку мы обнаружили, что при возрастании склонности руководящей команды к риску на величину одного стандартного отклонения вероятность дополнительных слияний и поглощений в следующем году увеличивалась в среднем на 10%. В то же время те руководящие команды, где склонность к риску снижалась, значительно реже участвовали в слияниях и поглощениях. И наоборот, когда число женщин в руководящих командах росло, эти организации начинали демонстрировать более высокий уровень открытости изменениям и сопротивления риску, а количество инвестиций в научно-исследовательскую деятельность в среднем росло на 1,1%. Отметим, что средний объем инвестиций компаний нашей выборки в эту область составлял $6,5 млрд, так что прирост в 1,1% можно считать довольно существенным.

3. Эффект от назначения женщин на должность топ-менеджеров был сильнее, если они были эффективно интегрированы в руководящую команду

Наконец, мы обнаружили, что чем лучше женщины-руководители интегрировались в руководящую команду, тем большее влияние они оказывали на стиль принятия решений. Степень интегрированности зависела от двух факторов:

  • Единственная ли это женщина-руководитель в команде. Мы обнаружили, что включение женщин в руководящую команду действительно меняло стиль мышления всех членов команды только в том случае, когда в команде уже была хотя бы одна женщина. Это может быть связано с тем, что команды, имеющие в составе хотя бы одну женщину, охотнее сотрудничали с другими женщинами-руководителями, что снижало количество препятствий, с которыми обычно сталкивались новоприбывшие.

  • Является ли она одной из многих новых назначенцев. Мы также отметили, что более явные сдвиги в мышлении руководящей команды происходили, если новые женщины-руководители были частью небольшой группы новых назначенцев. Другими словами, если бы на руководящие должности были выдвинуты десять мужчин и две женщины, эффект был бы меньше, чем если бы среди получивших повышение были пятеро мужчин и одна женщина. Возможно, это связано с тем, что действующие руководители чувствуют большую угрозу от вторжения многочисленной группы новичков, вследствие чего они становятся менее приветливы и гостеприимны к вновь назначенным, а значит, ограничивают их возможности эффективно вносить свой вклад в общее дело.

Важно отметить, что мы измеряли все эти показатели как до, так и в течение года после назначения женщин на руководящие посты. Это гарантировало, что мы действительно наблюдаем эффект от включения женщин в руководящие команды, а не просто регистрируем тенденции, которые наблюдались задолго до интересующего нас поворотного пункта. Мы также учитывали другие факторы, которые могли быть связаны с изменениями в составе высшего руководства, такие как стратегия развития продуктов, количество инвестиций в исследования и разработки и уровень представленности женщин в совете директоров, для того, чтобы рассмотреть эффект непосредственно от включения женщин в руководящий состав.

Почему присутствие женщин в руководящем составе имеет такое значение?

Несмотря на то, что целью нашего исследования было лишь продемонстрировать эти причинно-следственные связи, в ходе работы и изучения предыдущих исследований мы сформировали несколько возможных гипотез, которые могут объяснить глубинные причины, лежащие в основе наших выводов.

Во-первых, анализ пути, который проходят женщины, продвигаясь к руководящим позициям, может пролить свет на то, почему они склонны поддерживать перемены и при этом избегать риска. Чтобы подняться на высшую корпоративную ступеньку, женщинам приходится идти по натянутому канату: с одной стороны, они учатся заявлять о себе за счет продвижения новых стратегий, пытаясь таким образом преодолеть стереотип об излишней скромности; с другой стороны, повышенная заметность (неизбежная, когда ты — единственный представитель своей страты в группе) резко увеличивает профессиональную значимость любой ошибки, и потому они учатся тщательно взвешивать преимущества инновационных предложений и риски потенциального провала. Исходя из этой общей тенденции, мы можем предположить, что чем больше женщин будет входить в руководящие команды, тем больше внимания будет уделяться уравновешиванию стремления к инновациям и сопряженных рисков.

Кроме того, предыдущие исследования показывают, что женщины-руководители не так привержены традициям и более склонны бросать вызов существующему положению вещей, чем их коллеги-мужчины. Специалисты в области поведенческой психологии обнаружили, что такое отношение существенно увеличивает восприимчивость окружающих к изменениям, а потому чем больше женщин войдет в руководящую группу, тем более открытыми всему новому станут их коллеги.

Тот же механизм работает и с риском: если женщины, входящие в состав руководящей группы, в среднем менее склонны к риску (а как показывают исследования, часто это именно так), их присутствие может предопределить более осторожное поведение у остальных членов команды. Исследования показали, что, когда в группу входит человек, менее остальных склонный к рисковому поведению, остальные члены команды начинают воспринимать всю группу как более осторожную, чем она есть на самом деле, что, в свою очередь, приводит к общему снижению склонности к риску.

Наконец, эти изменения могут быть прямым результатом увеличения разнообразия в руководящей группе. Исследования показывают, что присутствие различных точек зрения на ключевые решения делает группу более открытой к переменам, а сами изменения кажутся им более выполнимыми. В то же время наличие более широкого круга мнений, которые необходимо учитывать при принятии решений, часто замедляет этот процесс и снижает вероятность того, что группа примет опрометчивое или рискованное решение.

Сила паттернов

Безусловно, выявленные нами тенденции — это не жесткие правила. Есть много известных примеров женщин-руководителей, отдавших предпочтение стратегии слияний и поглощений, а не исследованиям и разработкам. Назначение женщин на руководящие позиции не может служить гарантией того, что компания будет вкладывать больше средств в исследования и разработки и при этом избегать возможностей для слияния и поглощения.

Однако, поскольку наш анализ основан на всестороннем исследовании назначений на все руководящие позиции (не только на должность генерального директора) в более чем 150 международных компаниях, мы смогли выявить закономерности, неочевидные при рассмотрении политики конкретных женщин-директоров. Несмотря на то, что есть много известных женщин-руководителей, которые служат примером обнаруженных нами закономерностей, — например, Мэрилин Хьюсон из Lockheed Martin, Лиза Су из AMD, Сьюзан Войжитски из Google и YouTube — известны тем, что послужили катализатором внутренних изменений и инноваций, — имена многих руководителей из нашего исследования не так широко известны. Масштаб нашего анализа позволяет перенести фокус обсуждения с впечатляющих достижений (или громких неудач) конкретных женщин-руководителей на более широкий вопрос влияния гендерного равенства в руководящей команде на результаты компании.

Более того, несмотря на то, что целью нашего исследования было выяснить, как компании меняются, когда в руководящих командах растет число женщин, мы ожидаем увидеть аналогичные результаты и в связи с большей представленностью других групп, например расовых и этнических меньшинств. Исследования показывают, что карьерные траектории этих руководителей очень похожи на карьерный путь добившихся успеха женщин, а потому мы не удивимся, увидев аналогичные паттерны изменений руководящих групп после включения в их состав новых участников из любых малопредставленных групп.

***

Несмотря на то, что огромное количество исследователей связывают широкую представленность женщин в составе высшего руководства с положительными изменениями в деятельности компаний, механизмы, приводящие к этим изменениям, до сих пор остаются в значительной степени неясными. Мы начали свое исследование с изучения этих механизмов и обнаружили, что включение женщин в состав высшего руководства катализирует фундаментальные сдвиги в склонности к риску, открытости к изменениям и выборе фокуса на слияниях и поглощениях либо исследованиях и разработках. Мы не утверждаем, что эти сдвиги делают компанию «лучше» — скорее, мы стремились пролить свет на то, как именно интеграция женщин в состав высшего руководства меняет подход всей организации к инновациям. В конечном счете мы полагаем, что включение большего числа женщин в процесс принятия управленческих решений побуждает весь руководящий состав компании рассматривать более широкий спектр стратегий для увеличения ее капитализации.