Сюжет, подсказанный компьютером | Большие Идеи
Феномены

Сюжет, подсказанный компьютером

Елизавета Биргер
Сюжет, подсказанный компьютером

Есть много признаков, по которым зарубежный книжный рынок отличается от отечественного, но самый главный — у нас на книгах не разбогатеешь, а за границей, особенно в Америке, на книгах можно зарабатывать деньги. И весьма неплохие — многомиллионные тиражи и даже миллионные авансы для дебютных романов здесь совсем не редкость. Поэтому в глазах обывателя написать роман и прославиться — гораздо более реальный способ разбогатеть, чем выигрыш в лотерею. Отсюда писательские курсы при каждом уважающем себя университете, огромные отделы приема рукописей в издательствах и учебники писательского мастерства.

Книгу «Код бестселлера» можно читать как одно из таких пособий, а можно шире — как попытку понять вообще, как устроен литературный успех. Его ведь и измерить легче: авторы исследования — ведущий литературной лаборатории из Стэнфорда и бывшая редактор одного из крупнейших литературных издательств, взяли пять тысяч романов, 500 из которых возглавляли списки бестселлеров The New York Times, еще примерно столько же провалилось бесславно, а остальное оказалось посередине. Все тексты загнали в компьютер и стали обучать искусственный разум отличать «хорошее» от «плохого».

Получилось и любопытно, и предсказуемо. Лучше всего компьютеры умеют считать. И вот оказалось, что в бестселлерах реже используются восклицательные знаки и прилагательные, и чаще — глаголы активного действия. Герой бестселлеров в пять раз чаще чего-то «желает» и в чем-то «нуждается», чем герои прочих книг. Просчитан и сюжет: у бестселлеров есть идеальные кривые — например, сюжетные горки, как в «Коде да Винчи» Дэна Брауна или «Пятидесяти оттенках серого» Э. Л. Джеймс, или кривая от разочарования к полнейшему разочарованию с недолгим просветлением в финале, как в триллерах последних лет («Исчезнувшая» Гиллиан Флинн, «Девушка в поезде» Полы Хокинс). Компьютерная система Джокерса и Арчер без подсказки выявила самых успешных авторов последних десяти лет: Джон Гришэм и Даниэла Стил — и нашла их успеху математическое объяснение: у обоих есть главная тема (юриспруденция у одного, домашняя жизнь у другой), которой уделяется примерно 30% текста, и 4—5% посвящено самым заурядным моментам жизни: разговорам, прогулкам, семейным обедам, вечерам у телевизора. Забавно, но простая арифметика помогает компьютеру точно предсказать будущий успех в 80% случаев.

«Код бестселлера» оперирует понятными и довольно примитивными инструментами. У нас принято судить о качестве книги литературно: прописаны ли характеры, уникальны ли метафоры, актуальны ли темы. Но успех слабо коррелирует с литературным мастерством, хотя в нем не бывает ничего случайного: даже самая нелепая, по мнению критика, книжка вроде «50 оттенков серого», расходится миллионными тиражами не просто так.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Брендинг элитных товаров: ниже радара
Белк Рассел,  Вилсон Джонтан,  Эгхарт Джиана
Показатели раздора
Владимир Рувинский
Семейный многогранник
Марина Птушкина