читайте также
Исследовательский институт ADP выявил значительные различия в уровне вовлеченности по странам, отраслям и типам занятости. Исследователи опросили более 19 тыс. работников по всему миру и выяснили, что лишь 16% из них полностью погружены в работу. (Это не значит, что остальные работают плохо, а лишь указывает на то, что компаниям есть куда расти.) Пытаясь разобраться в факторах вовлеченности, компании часто фокусируются на малозначимых вещах, таких как возраст или пол. Но исследователи выявили один универсальный фактор: причастность к команде.
В нескольких странах, в частности в ОАЭ и Индии, вовлеченность работников относительно высока. В большинстве изученных стран этот показатель колеблется на уровне 15%, а в Китае и Нидерландах он еще ниже.
Есть и хорошие новости — но не для всех. Из 13 стран, изученных и в 2018-м, и в 2015 году (тогда проводили аналогичное исследование), в восьми уровень вовлеченности работников вырос. А вот в Китае отмечен серьезный спад. В 2015 году в Китае жило больше всего вовлеченных сотрудников — таковым был почти каждый пятый. Три года спустя лишь один из шестнадцати заявлял о своем увлечении работой — а это уже самый низкий результат среди изученных стран. Когда речь идет о такой крупной экономике, как китайская, трудно найти конкретную причину столь заметного спада; это требует дальнейших изысканий. Однако, по замечанию исследователей, в 2016 году темпы роста китайской экономики достигли минимума за период с 1990 года, а растущий средний класс стал претендовать на нечто лучшее, чем работа с девяти до шести по шесть дней в неделю (за такой график активно выступает основатель Alibaba Джек Ма). По мнению исследователей, резкое падение вовлеченности связано с этими факторами.
Большое значение имеет работа в команде. Так, в ОАЭ 29% людей, работающих в команде, полностью вовлечены в процесс. Для остальных этот показатель составляет 7%.
Эффект работы в команде заметен в разных отраслях. Например, в секторе перевозок у тех, кто работает сам по себе, вовлеченность практически нулевая. А у сотрудников информационной отрасли, работающих в команде, она почти в четыре раза выше, чем у «одиночек».
Что способствует большей вовлеченности в разных отраслях? Исследователи предполагают, что в строительной сфере это командная работа, а также понимание высокой цели и гордость от создания надежных и долговечных зданий.
Зависит ли вовлеченность сотрудника от физической близости к коллегам? Данные показывают: нет, по большей части все наоборот. Люди, работающие удаленно хотя бы четыре из пяти дней обычной рабочей недели, почти в два раза больше вовлечены в процесс, чем те, кто трудится удаленно меньше одного дня в неделю.
Конечно, общение с коллегами очень важно. Но любой, кто работал в опенспейсе, знает: для погружения в работу нужно минимизировать отвлекающие факторы. Главное здесь — чтобы человек ощущал себя частью команды. Если это условие выполняется, удаленный сотрудник будет вовлечен в процесс в два раза больше, чем его коллеги в офисе.
Работа из дома — не единственный способ уйти от традиционного графика. Сегодня около 45% работающих трудятся только в одном месте на полную ставку, а 15% — только на одной работе с частичной занятостью. Но почти четверть работающих заняты только в гиг-экономике: они трудятся на внештатной основе, полный (14%) или неполный (10%) день.
Как влияют на вовлеченность разные модели занятости? При частичной занятости разницы нет. А среди тех, кто занят на одной работе полный день, у внештатников вовлеченность в 1,4 раза выше, чем у штатных сотрудников.
Исследователи проанализировали уровень вовлеченности в семи сценариях, когда люди совмещают две и более работы. Такое случается нечасто: каждое из сочетаний практикуют лишь 1—3% всех работающих. Выяснилось, что наиболее вовлечены в процесс те, кто совмещает две традиционные работы (одну на полную ставку, а вторую с частичной занятостью). При этом решающим фактором здесь выступает количество работ у человека, независимо от типа занятости. Одно из возможных объяснений состоит в том, что некоторые сочетания работ позволяют взять «лучшее из обоих миров»: работа на полную ставку дает стабильность и соцпакет, а вторая просто приносит удовольствие.
Почему компании должны учитывать эти данные? Работодателю неподвластны очень многие факторы, поэтому ему стоит сосредоточиться на том, что он в силах контролировать. Это, например, расходы, связанные с наймом и продуктивностью сотрудников. Недавнее исследование Cisco показало: когда уровень вовлеченности работника падает ниже среднего показателя по компании, вероятность его увольнения в ближайшие полгода возрастает до 45%.
В крупных фирмах эти расходы быстро растут. По оценкам исследователей, затраты на замену работника передней линии составляют примерно половину его оклада, а работника умственного труда — 2,5 оклада. Таким образом, невовлеченные сотрудники обходятся компаниям в миллионы долларов, а мировой экономике — в миллиарды.
К счастью, лидерам вполне по силам повысить вовлеченность персонала, а начать можно с уровня команд (см. статью «Сила скрытых команд»). Даже небольшие изменения могут дать хороший результат — не только для сотрудников, но и для компании, отрасли и даже страны.
Об авторе. Мэтт Перри (Matt Perry) — cтарший специалист по инфографике HBR.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сила скрытых команд: чего вы не знаете о вовлеченности