Управляй энергией | Большие Идеи

・ Тренды


Управляй энергией

Как российский бизнес реагирует на глобальные тренды: «чистую» энергетику, разумное расходование электроэнергии и либерализацию ее сбыта

Автор: Дмитрий Стапран

Управляй энергией

читайте также

Михаил Шамолин: «Хочешь комфорта — не занимайся бизнесом»

Евгения Чернозатонская

3 способа, которыми бизнес помогает устранению социального неравенства

Виджей Говиндараджан

Мифы и правда о самосознании

Елена Евграфова

Не хватает мотивации? Пусть кто-нибудь наблюдает за вами

Айелет Фишбах,  Янина Штайнмец

Российские компании сталкиваются с разными вызовами — высокие налоги, недоступные кредиты, падение спроса, скачки валютного курса. На этом фоне проблема энергосбережения — приоритет десятого порядка. Однако, несмотря на сравнительно небольшую долю электроэнергии в затратах российских компаний (2—3%), меры по повышению энергоэффективности практически всегда оправданы.

Даже простые шаги дают возможность сэкономить в среднем 20—30% энергии и окупить инвестиции за короткий срок. Некоторые организации возводят энергоэффективность в ранг стратегии, поскольку это укладывается в популярную сейчас концепцию устойчивого развития компаний. Успех бизнеса зависит не только от размера прибыли, но и от методов ее получения. А устойчивое развитие — это путь к более успешному управлению рисками и укреплению своего бренда и репутации.

Согласно исследованию Американского совета по энергосберегающей экономике, Россия по энергоэффективности занимает лишь 17-е место среди 23 наиболее развитых стран, на которые приходится 75% потребляемых на планете энергоресурсов и 80% мирового ВВП.

В пересчете электроэнергии на душу населения мы потребляем в два раза больше, чем страны с таким же уровнем развития экономики.

Эти цифры — следствие большой доли энергоемкой промышленности, доставшейся в наследство от СССР. На нее приходится свыше половины всего потребления энергии в России, при том что на домохозяйства — только 13%.

Сокращение затрат на энергию может дать ощутимый экономический результат. В свое время эксперты Всемирного банка посчитали, что для реализации потенциала повышения энергоэффективности России необходимы $320 млрд инвестиций от частных компаний и государства. Это обеспечит ежегодный экономический эффект в $120—150 млрд, то есть затраты окупятся всего за два-три года.

Высокий уровень потребления стал причиной многих перемен — от государственной стратегии энергоэффективности до реформы крупнейшей в мире энергокомпании РАО ЕЭС. Государство и госкомпании вообще определяют политику в вопросе энергоэффективности, что неудивительно с учетом 70% доли государства в экономике и 80% — в электроэнергетике. Однако это не значит, что частные компании не могут перехватить эстафету первенства.

В Северной Америке, Западной Европе и Северо-Восточной Азии именно энергоэффективность бизнеса стала локомотивом перемен.

В России некоторые компании тоже берут на вооружение энергосберегающие технологии.

Тактика и стратегия

Для энергоемких производств, в первую очередь металлургии, проблема расходов на элект­роэнергию стоит очень остро. В выплавке алюминия ее доля в себестоимости достигает почти трети всех затрат. В отрасли вообще говорят, что алюминий — это «упакованное в металл электричество», стоимость которого к тому же постоянно растет. Именно поэтому металлурги являются наиболее активными борцами за энергоэффективность.

Для «Русала», например, это стратегическая задача. За пять лет компания снизила потребление энергии на тонну металла почти на 4%, а инновационные технологии электролиза помогут уменьшить энергоемкость еще более чем на четверть. С учетом объемов потребления «Русала» это означает экономию десятков ­миллиардов рублей в год. Для выплавки алюминия заводы «Русала» потребляют чистую энергию гидроэлектростанций: Красноярской, Братской, Усть-Илимской и других.

С производством алюминия тесно связаны и другие энергоемкие предприятия. Например, на Красноярском металлургическом заводе, ­который производит из алюминия готовую продукцию, ежегодно принимают специальный план по экономии электроэнергии. В 2015—2016 годах удалось сэкономить более 15 млн кВт-часов, а это десятки миллионов рублей — за счет таких мер, как замена освещения в цехах и изменение режима работы печей.

Одному из крупнейших сталелитейных заводов России — Магнитогорскому металлургическому комбинату (ММК) — «энергетическая политика» также позволяет ежегодно сберечь более 1 млрд руб. На заводе есть фабрика идей — электронная платформа энергоменеджмента, на которуй каждый сотрудник может подать предложения по повышению энергоэффективности. С момента запуска набралось уже более 250 инициатив, а на их реализацию компания выделит в 2017 году 1,5 млрд руб.

Помимо краудсорсинга ММК использует еще один современный инструмент — энергосервисный контракт. Суть его в том, что расходы по модернизации несет не собственник, а сторонняя компания, с которой собственник расплачивается в рассрочку. Контракт с ММК предусматривает замену электрооборудования стоимостью 400 млн руб., а затраты окупаются менее чем за три года.

В энергоменеджменте есть свой знак качества — ИСО 50001. Этот стандарт внедрил у себя ММК. Но первым это еще в 2012 году сделал Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК), крупнейший производитель металла в России. Вообще в политике НЛМК и ММК много схожего. НЛМК тоже принял отдельную стратегию — энергетическую политику группы, которая предполагает не разовые, а постоянные улучшения. По духу это схоже с японской системой кайдзен. Только замена ламп в цехах НЛМК на светодиодные (LED) снизила затраты на освещение на 60%, что сопоставимо с объ­емом потребления небольшого поселка в 1 тыс. семей. Окупились затраты за два года.

В НЛМК нашли применение побочному продукту работы плавильных печей — доменным газам. Теперь они идут на выработку электро­энергии в так называемых утилизационных ТЭЦ, построенных прямо на площадке завода. И сейчас НЛМК больше чем наполовину обеспечивает себя электроэнергией.

Миллионы рублей может сэкономить не только металлургический гигант, но и любой бизнес, имеющий значительные площади, которые освещаются, охлаждаются или отапливаются. У Х5 Retail Group расходы на коммунальные услуги в 2015 году превысили 10 млрд руб., из них 80—85% — оплата электро­энергии. Основное потребление приходится на холодильное оборудование (40%) и освещение (20%). Именно поэтому программа по повышению энергоэффективности, начатая в 2011 году, дала наибольший эффект. Началось все с простой замены ламп на светодиодные в 4 тысячах магазинов сети, причем не только в торговых залах, но и внутри холодильных установок.  Мониторинг и управление электроэнергией автоматизировали. Всего за два года сберегли 20% электро­энергии.

«Дикси», которая в 2016-м начала переход на LED-освещение с 60 магазинов в Москве и Рязани, сразу сэкономила 27% электроэнергии. Причем и Х5, и «Дикси» отразили свои усилия в отчетах о реализации экологических программ, теперь энергоэффективность — их постоянный раздел.

Для международных торговых сетей энерго­сбережение уже давно часть стратегии. Группа «Ашан», например, несколько лет ведет проекты по энергоэффективности в разных странах. Оформляются они по принципу энергосервисных контрактов с партнером — Schneider Electric. В 2016 году такой контракт был заключен и в России — для 260 гипермаркетов и супермаркетов сети. В «Ашан Ритейл» считают, что смогут срезать затраты на электричество на 20% и окупить расходы за 3—4 года.

По оценкам производителей оборудования, таких как Schneider Electric или АВВ, потенциал энергосбережения в большинстве торговых сетей в России составляет от 10 до 30%. Таким же образом расходы могут экономить застройщики жилья, управляющие компании ЖКХ, владельцы офисных и складских помещений, тепличных хозяйств и других бизнесов.

Чистая энергия

Сокращение потребления электричества — большой вклад в экологию, ведь оно уменьшает количество выбросов в атмосферу CO2, который выделяется при производстве электро­энергии станциями (около 70% электричества в России вырабатывается за счет сжигания ископаемого топлива — газа, угля или мазута).

Но есть и еще один способ — потребление только «зеленой» энергии — из возобновляемых источников (ВИЭ): ветра, солнца и воды. Зарубежные компании давно пользуются такой возможностью. А вот в России доля станций ВИЭ пока на уровне статистической погрешности — всего около 40 МВт, но в ближайшие годы может вырасти до 3 ГВт (около 1% мощности системы). В целом ВИЭ в России, как и во многих других странах, развивается за счет поддержки государства. Госкомпании же являются драйверами строительства станций на базе возобновляемых источников энергии.

Но, как и в случае с энергоэффективностью, частный бизнес может стать локомотивом перемен. Группа «Ренова», например, через совместную с «Роснано» компанию «Хевел» инвестирует в строительство солнечных электростанций. Частная «Норд Гидро» строит и восстанавливает малые ГЭС, а «Фортум» создает крупнейшую в России ветроэлектростанцию в Ульяновске (35 МВт).

Не стоит недооценивать и вклад частных лиц. В Германии и США генерация электроэнергии домохозяйствами стала одним из факторов, кардинально изменивших правила игры на рынке энергетики. При либерализации розничного рынка в Западной Европе и Северной Америке многие сбытовые компании предложили потребителям «зеленый тариф» на электро­энергию, закупаемую у производителей ВИЭ. Продукт вызвал интерес у потребителей, и это увеличило спрос на «зеленую» генерацию на оптовом рынке. В России правительство планирует разрешить домохозяйствам зарабатывать на продаже излишков энергии, произведенной ветряками и солнечными батареями на крышах и во дворах частных домов.

Спрос на чистую энергию может довести долю «зеленой энергии» в России до серьезных значений. В мире она, по оценке PwC, уже составляет около 10% и продолжает расти.

Наш совет российским компаниям: начать с простых шагов, вроде замены ламп на LED-источники, затем можно внедрить более сложные механизмы управления энергией — автоматизацию, телеметрию, изменение режимов работы оборудования и т. д. А с ростом предложения «зеленой энергии» у компаний появится еще один способ стать эффективными и экологичными.