«AR может решить три макроэкономические проблемы» | Большие Идеи

・ Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«AR может решить три
макроэкономические проблемы»

Интервью с Гидо Журе, директором по цифровым технологиям ABB

Автор: Гардинер Морс

«AR может решить три макроэкономические проблемы»

читайте также

«Это не то, что мы хотели»

Мария Григорьева

Книги

Никольская Вера подготовила

Как поступают действительно умные люди

Шейн Сноу

Как мыслить креативно, когда вы испытываете стресс

Элизабет Грейс Сондерс

Гидо Журе начал работать в швейцарском гиганте АВВ в 2016 году, а до того более 20 лет провел в технологическом руководстве Cisco и Nokia. Сейчас он реализует $34-миллиардную стратегию АВВ в сфере чистой энергии, транспорта, роботизации и автоматизации в более чем 100 странах и руководит инициативами в области AR. Журе рассказывает о потенциале AR — и о том, почему его недооценивают.

Что заинтересовало АВВ в AR?

AR способна решить три макроэкономические проблемы. Во-первых, это старение квалифицированных кадров. В 1960—70-х годах в нефтегазовом секторе был резкий скачок занятости, а потом наступил провал. И сегодня большая доля сотрудников выходит на пенсию, лишая компании своего опыта. То же происходит в других отраслях. Во-вторых, появляется все больше удаленных машин, которые надо контролировать и обслуживать с минимальным участием человека. В-третьих, технологии усложняются и требуют новых специальных умений.

Над чем вы сейчас работаете?

Для целлюлозно-бумажного направления мы создаем AR, позволяющую обслуживать оборудование без вызова техников. Клиент всегда получал инструкции по ремонту в виде пакета документов — а мы создаем AR на основе очков HoloLens: удаленный специалист будет видеть то же, что клиент, и подскажет ему, что делать. Уже есть несколько прототипов, клиенты испытывают их и делятся отзывами.

Что касается морского направления, здесь мы вместе с группой компаний работаем над созданием автономных судов — аналогов беспилотных автомобилей. Можно начать с небольших паромов и постепенно дойти до контейнеровозов. Такому кораблю хватит команды из нескольких человек. Если береговым службам понадобится информация о происходящем на судне, им тоже поможет AR. По нашим расчетам, подобные решения можно вывести на рынок за несколько лет.

Как управлять судном удаленно?

Капитан, находясь на берегу, с помощью AR будет видеть панораму, открывающуюся с капитанского мостика, а также информацию о скорости, курсе и другие данные. В этом случае лучше всего совместить AR с VR. VR даст вид с мостика, а AR наложит на него телеметрию. Если датчики зафиксируют неполадки в машинном отделении, можно будет «перейти» туда и виртуально осмотреться, чтобы получить все данные. Для обслуживания судна достаточно небольшого экипажа.

Какие еще задачи будет решать AR?

Я вижу ее возможности в трех пересекающихся областях. Первая — это опасные работы. Там, где высок риск получения травмы или порчи оборудования, люди должны получать точную и актуальную информацию. Вероятно, AR будут использовать на нефтеперегонных и химических заводах, в строительстве и добывающей отрасли. Другая область — работы в удаленных и труднодоступных местах. Например, на нефтяной платформе или морской ветряной электростанции людям могут срочно потребоваться узкоспециальные навыки. И, наконец, AR будет весьма полезна при работе с устройствами повышенной сложности, которые нельзя автоматизировать. Примеры — обслуживание промышленного 3D-принтера или работа с полупроводниками.

Все это новейшие технологии. Применима ли AR в более простых, но не менее важных ситуациях?

Можно использовать AR просто для соблюдения процедур, во избежание ошибок и травм. У вас могут быть лучшие стандарты в мире — но они бесполезны, если им не следуют. AR может гарантировать их соблюдение. Допустим, вы работаете с промышленным двигателем и по инструкции должны отключить питание. В спешке легко забыть об этом и испортить оборудование или пораниться. В случае с AR инструкция может быть такой: «Отключите питание и взгляните на выключатель, чтобы подтвердить его положение». Вы смотрите на выключатель, AR делает его снимок, отмечает время и место с помощью GPS. Теперь вы точно знаете, что на данном этапе, в данном месте и в данное время двигатель был выключен.

Вызвал ли потребительский ажиотаж вокруг AR чрезмерные ожидания от этой технологии у бизнеса?

Скорее, наоборот: новости о потребительском применении AR негативно влияют на отношение к ней компаний. Это вечная проблема. Вспомним шумиху вокруг дронов — она создала у бизнеса представление, что это лишь очередная игрушка. А сейчас мы используем их для контроля НПЗ, трубопроводов, высоковольтных линий. То же случилось с блокчейном: сначала все решили, что это просто технология для поддержки биткоина, а биткоин — цифровая валюта наркоторговцев. Теперь же компании начинают понимать, как блокчейн влияет на заключаемые контракты. AR долго считалась технологией для игр: бизнес воспринял Google Glass как забаву, а AR — как тупиковый научный эксперимент. Но те, кто имеет дело с AR на производстве, высоко оценивают ее потенциал.

Как начать работать с AR?

Для начала создайте цифровые модели продуктов, которые можно будет использовать при создании AR и VR. (Это лучше делать прямо при разработке.) Затем определите, на каких этапах производства или обслуживания AR принесет вам больше пользы. Учитывайте три критерия: опасность, удаленность и сложность. Если у вас есть простое и доступное устройство, не стоит начинать внедрение AR с него. Что касается услуг, я бы задумался о том, где AR сможет улучшить существующий сервис, а не о том, какую новую услугу с AR создать с нуля. Если клиент уже знаком с вашими услугами, его несложно будет убедить попробовать улучшенную версию. Если вы и конкуренты предлагаете один и тот же сервис, но в вашем есть элемент AR, упрощающий работу, это хорошо для клиента — и выгодно отличает вас.

Каким вы видите общее будущее AR и искусственного интеллекта (ИИ)?

Сегодня мы можем создать ИИ, играющий в Jeopardy! или в го, — но там, где он не натаскан, он не будет на высоте. ИИ может дать информированный ответ, но его эффективность непредсказуема. Если вы научите автономный корабль двигаться в штиль, а на море начнется шторм, вы не будете знать, как поведет себя его ИИ. В нестандартных ситуациях люди, по крайней мере в обозримом будущем, по-прежнему будут действовать лучше ИИ. Можно предположить, что ИИ будет давать известные ему инструкции, человек примет решение, а AR покажет, как и что делать. Допустим, в двигателе появились шумы, и тому могут быть разные причины. ИИ изучит данные, выявит 10 возможных неполадок и посоветует, что проверить в первую очередь. Затем техник определит, с чего начать, опираясь на свой опыт, командные наработки, внешний вид двигателя и т. д. Он решит, какая из проблем наиболее вероятна, и выберет программу AR, которая поможет ему с ремонтом.