Идеи для лидера: мифы об образовании и кладбище великих идей | Большие Идеи

・ Тренды

Идеи для лидера: мифы об образовании и кладбище
великих идей

Главные события в сфере менеджмента и технологий за неделю по версии редакции «Больших идей»

Автор: Никита Щуренков

Идеи для лидера: мифы об образовании и кладбище великих идей
Компьютер Xerox Alto / Фото: Xerox

читайте также

Think before you inc., или Почему не все программы в сфере инклюзии работают

Елена Мартынова

Сделайте свою работу более осмысленной

Моник Валькур

Подводные камни совместного творчества

Беккерс Зандер,  Верхуф Питер,  Дорн ван Йенни

Три совета тем, кто хочет стать CEO

Елена Лыткина-Ботельо,  Ким Розенкеттер Пауэлл,  Николь Вонг

Развитие технологий и автоматизация многих процессов ставит перед компаниями вопрос баланса. С одной стороны, решения на основе искусственного интеллекта позволяют достичь алгоритмической точности, а с другой — организации все чаще задаются вопросами ценности человеческого вклада в работу. Об этом размышляет профессор INSEAD Фаниш Пуранам в своей новой книге «RE-HUMANIZE», где он предлагает путь к гармонии между технологиями и человеком. А основатели Twitter и Pinterest напоминают нам, что успех рождается не в экранах устройств, а в умении осмысленно проживать реальность.

Но даже самые вдохновляющие идеи могут разбиться о жесткие корпоративные структуры. Колумнисты MIT Sloan Management Review рассказывают, что инновации часто «хоронят» сами топ-менеджеры — не потому, что им не нужны новые идеи, а потому, что не могут распознать их ценность. Сломать этот замкнутый круг пытается СЕО Bayer Global Билл Андерсон, сокращая бюрократию и вводя 90-дневные спринты вместо громоздких стратегий в компании, которой более 160 лет.

Исследования и новости, включенные в еженедельный дайджест «Идеи для лидера», подтверждают идею о том, что главный вызов для современного управленца заключается в том, чтобы уметь сочетать рациональность и интуицию, структуру и гибкость, цифры и смысл. В подборку вошли самые актуальные материалы недели: новые исследования, опубликованные на научных площадках и ресурсах (MIT, Gartner, J.P. Morgan, BCG, «Сколково», РАНХиГС, ВШЭ), стратегические новости компаний, важные назначения и увлекательные статьи от предпринимателей, топ-менеджеров, исследователей и консультантов.

Кладбище великих идей

Хотя большинство топ-менеджеров требует от своих сотрудников инноваций, часто они сами же и убивают новые идеи. Ученые из Школы бизнеса Роберта Х. Смита Университета Мэриленда в Канаде — Виджая Венкатарамани и Кэтрин М. Бартол — в колонке для MIT Sloan Management Review приводят результаты собственного исследования о том, что мешает компаниям придерживаться инновационного курса. В качестве примера они приводят Xerox, который первым в мире создал прототип современного компьютера — Xerox Alto — с графическим пользовательским интерфейсом, но отказался от этого проекта, чтобы заниматься только производством принтеров. По мнению ученых, главный парадокс заключается в том, что по-настоящему ценные идеи сложно донести до менеджеров, так как они доверяют только тому, что знают. А инновации — это всегда неизвестность. Чтобы решить эту проблему, лидеры должны выстраивать разнообразные связи внутри своих компаний и за их пределами. Общаясь с представителями разных профессий, культур и поколений, человек начинает замечать ценность в необычных решениях и идеях.

Жизнь в эпоху алгоритмов

Могут ли компании процветать и сохранять свою человекоцентричность в эпоху алгоритмов? Профессор INSEAD Фаниш Пуранам выпустил книгу «RE-HUMANIZE» — практическое руководство для лидеров по созданию организаций, где различные алгоритмы усиливают, а не заменяют человека. Он показывают, как цифровые инструменты позволяют сделать управление командами более демократичным и как технологии, с одной стороны, укрепляют систему иерархий, а с другой — подрывают ее. Пуранам констатирует, что предпринимателям предстоит найти баланс между эффективностью и осмысленной работой, иначе они могут столкнуться с текучкой кадров и падением производительности.

Между технологиями и духовностью

Сооснователь Twitter Биз Стоун и сооснователь Pinterest Эван Шарп на ежегодной открытой лекции в Бизнес-школе Саида в Оксфордском университете призвали студентов «оторваться от экранов» и искать баланс между технологиями и духовностью. Со ссылкой на недавние опросы они сообщили, что порядка 40% времени бодрствования взрослые жители США и Великобритании тратят на просмотр экранов. Но добиться успеха можно, только если выйти за пределы виртуального мира. Предприниматели рассказали, что их путь в Кремниевую долину был непрост, полон случайностей и смелых решений: у Биза было трудное детство, он начал работать с восьми лет и бросил колледж, чтобы стать дизайнером. А Эван учился на архитектора и создал Pinterest случайно — чтобы обмениваться с другими студентами различной информацией и фотографиями объектов интерьера. И вернулся к развитию платформы гораздо позднее, только после того, как осознал потенциал платформы. Оба признались, что их успех родился из любопытства и умения реагировать и идти навстречу возможностям. Хотя сегодня оба предпринимателя строят свою жизнь более сознательно: медитируют, уделяют внимание семье и стараются жить осмысленно.

Оптимизация бизнеса со сложным наследием

Когда Билл Андерсон пришел в Bayer Global на пост СЕО в 2023 году, он ужаснулся размером документа с внутренними правилами компании и решил кардинально оптимизировать управление организацией и дать больше автономии сотрудникам. В интервью Fortune Андерсон рассказал, что вместо громоздких годовых стратегий Bayer перешла на короткие 90-дневные спринты, на время которых команды ставят перед собой две-три ключевые цели. А все сотрудники, включая топ-менеджеров, оцениваются по результатам работы. При этом саму оценку проводят не руководители, а коллеги, объясняет Андерсон, так как «обмануть начальника можно, но коллег — сложнее». Bayer Global — крупная немецкая фармкомпания, основанная в 1863 году. По словам Андерсона, организация не отказывается от своего прошлого, включая связь с нацистской Германией: Bayer активно поддерживает проекты, связанные с памятью о Холокосте. Своим личным приоритетом на посту СЕО Андерсон называет лечение психиатрических и неврологических заболеваний, таких как шизофрения и болезнь Хантингтона.

Образование для фаундера

Основатели компаний-единорогов в шесть раз чаще имеют степень PhD, в три раза чаще получают магистерское образование и вдвое чаще — имеют диплом бакалавра, если сравнивать со среднестатистическими американцами. Профессор Стэнфордского университета Илья Стребулаев на Crunchbase опубликовал результаты исследования об образовании основателей компаний-единорогов. Так, чаще всего они учились либо в Стэнфорде, либо в Гарварде, либо в MIT, а около 21% фаундеров получили образование за пределами США; лидер среди зарубежных вузов — Тель-Авивский университет. Более 50% основателей учились на программистов, инженеров и экономистов, хотя встречаются и те, кто получил образование философа, антрополога или теолога. По мнению Стребулаева, несмотря на мифы и такие яркие примеры, как Билл Гейтс или Стив Джобс, высшее образование остается сильным подспорьем для будущего успеха при создании компании стоимостью в миллиард.

Отставка Шумахера

Производитель товаров повседневного спроса Unilever уволила с поста СЕО Хайна Шумахера, который проработал на этой должности менее двух лет, сообщает Bloomberg. С 1 марта роль гендиректора займет CFO Unilever Фернандо Фернандес, работающий в компании с 1988 года. По данным агентства, кадровая перестановка связана с недовольством совета директоров темпами реструктуризации корпорации.

Хайн Шумахер разослал электронное письмо своим коллегам, в котором он заявил, что покинул компанию раньше, чем ожидалось: «Совет директоров стремится ускорить темпы реализации нашей стратегии и добиться быстрого роста капитализации». Впрочем, внезапный уход генерального директора менее чем через два года работы вызвал снижение стоимости акций на 3,4%.

Вопрос кадров

Главной проблемой 2025 года в кадровом вопросе российские управленцы называют нехватку квалифицированных специалистов, следует из данных исследования Ассоциации менеджеров. Другими актуальными вызовами лидеры считают конкуренцию за таланты, рост ожиданий сотрудников и высокую текучесть кадров. Справиться с проблемой HR может помочь создание комфортной среды для работников и ставка на обучение и развитие команд. По данным исследования, в 2025 году не стоит ждать улучшения ситуации и решения вопроса кадрового голода. Чтобы удержать талантливых сотрудников, российским лидерам придется дать им возможность реализовать интересные и амбициозные проекты, а также предложить конкурентную зарплату и гибкие условия труда.