Люди без работы: рынок труда готовится к кризису
Юлия Фуколова
«Рынок труда взорван», — признался один HR-консультант, комментируя текущие события. На сегодняшний день пока нет данных, что мы столкнулись с полномасштабным кризисом — все-таки сокращение персонала и снижение зарплат происходят не сразу, а с некоторой задержкой после падения доходов бизнеса. Однако с конца февраля в компаниях царят депрессивные настроения.
«По характеру нынешний кризис больше напоминает не дефолт 1998-го и не рецессию 2008—2009 годов, а трансформационный период начала 1990-х, — говорит заместитель директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников. — Общий признак — повсеместный разрыв технологических и производственных цепочек, а разница только в том, что в 1990-е годы разрыв связей происходил внутри страны, а сейчас — с внешним миром».
По данным экспертов из Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ, российский рынок труда уже давно реагирует на кризисы нестандартным образом — падение ВВП не сопровождается пропорциональным ростом безработицы. Так, в 1990-х ВВП упал на 40%, а максимальный показатель безработицы составлял всего лишь 13%. Во время кризиса 2015 года уровень безработицы вообще не изменился. Все дело в том, что вместо увольнений российские компании предпочитают различные механизмы манипулирования рабочим временем: массово вводят неполную занятность, сокращенный график, отправляют в вынужденные отпуска. Кроме того, они часто понижают заработную плату. Все эти меры существенно экономят фонд оплаты труда, а чем дешевле обходятся сотрудники, тем меньше стимулов их увольнять. Государство, в свою очередь, усложняет массовые сокращения персонала. «Никаких оснований полагать, что работодатели сейчас будут реагировать как-то иначе, лично у меня нет», — говорит Капелюшников.
Уход западных компаний мало повлияет на показатели безработицы — во всех иностранных организациях работают примерно 4% занятых в российской экономике. Если даже закроются все, вряд ли на рынке труда случится коллапс. Дальнейшая ситуация зависит от того, насколько длительным будет кризис. Если, скажем, безработица достигнет 7% в год, это будет прирост лишь на 3 п. п., тогда как падение ВВП по итогам 2022 года, по самым консервативным оценкам, может составить не менее 10%.
Перспективы пока неясны, поэтому компаниям приходится действовать практически наугад. А первая реакция — остановиться и перевести дух.
