«Мы должны разрешить пользоваться интернетом во время экзаменов» | Большие Идеи

・ Тренды

«Мы должны разрешить пользоваться интернетом во
время экзаменов»

Исследователь Сугата Митра о том, какой может быть школа будущего

Автор: Анастасия Миткевич

«Мы должны разрешить пользоваться интернетом во время экзаменов»
hole-in-the-wall.com

читайте также

152 тысячи долларов за идею

Карини Гэри,  Таунсенд Билл

Как беречь репутацию компании

Почему вы проигрываете сложные переговоры

Джонатан Хьюз,  Дэнни Эртел

Капитализм потребителей

Роджер Мартин

Сугата Митра – профессор Ньюкаслского университета, лауреат премии TED, автор революционных экспериментов в области образования. Самый известный из них – «Hole in the wall» («Отверстие в стене») с установленными на улицах компьютерами, доказавший, что дети даже в самых бедных городских кварталах и глухих деревнях могут самостоятельно пользоваться интернетом и с его помощью выучить английский язык и найти и освоить любую информацию. Еще один поразительный эксперимент Митры – самоорганизующиеся учебные пространства (СОУП), которые, по мнению исследователя, могут изменить традиционную систему образования по всему миру. Преподавателю СОУП нужно будет только задавать время от времени правильный вопрос, вызывающий интерес учеников, а все остальное они смогут сделать сами, считает Митра.

О том, какой может быть школа будущего и как с помощью новых технологий изменить устаревшую систему образования, профессор Митра рассказал «Harvard Business Review – Россия».

Я заинтересовался обучением детей в каком-то смысле случайно. Еще 20 лет назад люди думали, что детям не нужны компьютеры, потому что компьютер – это, видите ли, высокие технологии, слишком сложно. Но я в это не поверил, поэтому и решил поставить свой  первый эксперимент в 1999 году.

В конце 90-х в Индии только богатые люди могли себе позволить персональный компьютер, поэтому любой, кто покупал компьютер и забирал его домой, говорил своим маленьким детям: «Не прикасайся, это очень дорогая штука».  Я поначалу тоже так говорил, а потом понял, что дети компьютером пользуются лучше, чем я. Сегодня это уже хорошо известно. Если вы покупаете новый смартфон, первым  делом вы спрашиваете девятилетнего ребенка, как им пользоваться.

Я не знаю точного возраста, с которого ребенок может самостоятельно учиться чему-то новому с помощью компьютера и интернета. На мой взгляд, возрастное ограничение все время снижается. Раньше я думал, что можно начинать с восьми лет, позже понял, что пять тоже подойдет, а теперь мне кажется, что в два года дети тоже могут осваивать мир с помощью компьютера.

Если мы будем держать ребенка подальше от интернета из-за того, что в нем есть бесполезная и вредная информация, это только навредит. Что же нам нужно сделать? Нужно помочь понять детям, что действительно важно, а что бесполезно.

Если ребенок может уединиться с небольшим девайсом, шансы, что он найдет в интернете что-то бесполезное или вредное, возрастают. Меня беспокоит эта ситуация. Производители техники должны найти какую-то возможность определять, кто пользуется гаджетом, – ребенок или взрослый. Мне кажется, это не так сложно сделать, тогда очень многих проблем удастся избежать. Но если экран большой, а дети работают с интернетом в группах, они сами могут понять, что плохо, а что хорошо. Я видел, как это происходит по всему миру. Возьмем для примера телевизор. Это, как правило, большой экран в гостиной, рядом должен быть такой же экран с интернетом. Это легко. Например, дети смотрят что-то на YouTube, вы выводите изображение на большой экран и говорите: «Смотрите, так же лучше».

Не нужно бояться, что дети в группах, использующие интернет, не будут учиться, а станут играть в игры. Если у вас несколько групп по четыре-пять человек, они просто не договорятся, во что им играть. И даже если одна группа начнет играть во что-то, то вторая группа скажет им, что они зря тратят на это время.  Кроме того, должен быть взрослый, задающий им правильные вопросы.

Если вы купите ребенку игрушечный пистолет, он его направит на вас и будет имитировать стрельбу. Он может не понимать, что нехорошо так делать. С гаджетами то же самое. Мы должны объяснить ребенку, что делать не нужно. Вместо запрета на телефоны в стенах школы, нам стоит дать возможность детям пользоваться ими правильно. Но большинство школ делают наоборот. Детям говорят: «Убирайте телефоны». Учителя не обрадуются моим словам: если во время вашего урока ребенок играет в игры на телефоне, значит эти игры увлекательнее, чем ваш урок. Учителю надо быть более интересным, чем игры. Если ученики смотрят на смартфон и не слушают вас, задайте себе вопрос: «Что я делаю неправильно?». Я преподаю в университете, и всегда говорю своим студентам: «Если то, что я говорю, неинтересно, идите в Facebook и делайте то, что вам хочется».

Своим студентам я говорю вещи, которые будут им полезны. Большая часть проблем с образованием связана с тем, что мы никогда не говорим учащимся, почему мы их чему-то обучаем. Мы приходим в класс и сообщаем, что у нас сегодня тригонометрия. А зачем она вообще нужна? Я говорю: «Достаньте телефоны, пусть они скажут вам, где вы находитесь». А потом я спрашиваю, как телефоны это делают, и даю полчаса на то, чтобы студенты поняли, как это получается. А вот через полчаса уже можно приступать к тригонометрии. Главное – задать правильный вопрос и таким образом запустить процесс обучения.

Задавать простые вопросы не очень хорошая идея. Мы должны спрашивать о том, на что у интернета нет прямых  ответов.

Я считаю, что мы должны разрешить пользоваться интернетом во время экзаменов. Вообще само понятие «знание» устаревает. Что такое знание? Если я задаю вопрос, вы должны быть готовы ответить на него. Но если у вас  в руках телефон, то вы в любом случае сможете это сделать. В этом случае смартфон с интернетом чем-то похож на очки. Если вы скажете, что на экзамен нельзя приходить в очках, то я даже вопросы не смогу прочитать, потому что у меня близорукость. Мы зависимы от продуктов цивилизации. К примеру, вы не можете ходить по улицам без обуви, но это ведь не значит, что вы хуже обезьяны. Точно так же сейчас мы зависим от информации, которую можно искать в интернете.

В образовательной системе должны быть оценки. Но что мы конкретно должны оценивать? В этом и заключается главный вопрос. Мы должны оценивать, сколько информации у ученика в голове, много ли он знает? Или, может быть, нужно оценивать, как быстро он сможет дать ответы на вопросы? Какую из этих способностей нужно оценивать? Пока у меня нет четкого ответа.

Есть еще несколько важных вопросов, на которые пока не найдены ответы. Как мы будем составлять учебный план на будущее? Откуда приходят основные ценности и может ли ребенок сгенерировать самостоятельно систему ценностей? Я работаю над этим.

Основное преимущество школы, которое получает от нее ребенок, – возможность встречаться с друзьями. Думаю, для этой цели школы должны остаться: дети будут приходить туда общаться и находить ответы на интересные вопросы. Но они не должны просто сидеть и слушать учителя.

Со временем мы теряем детскую любознательность,  но если, например, задать вопрос, пойдет ли цена вверх на акции Intel, то, конечно, и во взрослом человеке проснется интерес. На самом деле, взрослые используют смартфоны постоянно, чтобы  научиться чему-то новому. Как починить холодильник? Какое моющее средство лучше использовать для посудомоечной машины? Как приготовить рыбу? Мы частенько делаем подобные запросы и даже не осознаем, что постоянно учимся.

Давайте представим, что эта беседа состоялась бы в XVIII

веке, и вы спросили бы меня: «Какая судьба ждет лошадей в будущем?» Да, их заменили автомобили, но они не ушли из нашей жизни, просто чаще теперь используются для всевозможных развлечений и скачек. То же самое произойдет и с профессиями будущего. Если какая-то работа может быть сделана роботами, значит она и будет ими сделана, а человек сможет стать более креативным. Креативность возникает тогда, когда у нас появляется время подумать. Необходимо дать детям это время. И именно машины должны помочь нам в этом, ведь они освобождают его для нас. 

* деятельность на территории РФ запрещена