читайте также
Знаменитый архив Беттмана (Bettmann Archive), в котором хранится 11 млн фотографий, надежно упрятан в недрах каменоломни на глубине около 70 м. Прежде всего вы попадаете в пещеру с окрашенными стенами: здесь находится картотека каталога. В следующем помещении — бесконечные шкафы с фотографиями и негативами.
Устройство архива отражает два основных организационных принципа. «Дальнее» помещение — это структура первого порядка: хранение и сортировка объектов. «Ближнее» — структура второго порядка: здесь обрабатываются метаданные, то есть информация об информации. Этого же принципа придерживаются библиотеки, склады, магазины и т. д. В мире физических объектов эта система работает хорошо, но когда мы начинаем переводить информацию в цифровую форму, возникает потребность в структуре третьего уровня.
Материальный объект не может находиться сразу в нескольких местах, поэтому, составляя описи, мы указываем ему одно конкретное место хранения. Но электронному документу можно задать десятки, сотни мест хранения. Значит, для его учета не годятся традиционные инструменты — организационные диаграммы, десятичная система классификации Дьюи и концептуальные модели управления знаниями.
В древовидной схеме каждый объект может висеть лишь на одной «ветке». Но когда выстраивается цифровая структура, многочисленные связи у объектов, напротив, повышают ценность данных. В соответствии с десятичной системой Дьюи книги подбираются по тематическому признаку. А благодаря множеству связей электронного объекта пользователь может не только отыскать дополнительные материалы, но и найти собственное инновационное решение.
Одно из самых важных следствий появления информации третьего порядка связано с тем, что владельцы информации (например, компании) уже не всегда владеют метаинформацией. Пользователи (сотрудники или клиенты) могут группировать информацию по своему усмотрению. Клиенты, изучая каталоги в Интернете, произвольно переходят от объекта к объекту, не придерживаясь схемы, составленной маркетологами.
Иной стала и работа управляющих корпоративными знаниями. Раньше они выстраивали взаимосвязи между всеми объектами по древовидной схеме, а теперь создают обширные пулы информационных объектов, в которых взаимосвязи постоянно меняются в зависимости от того, кто к ним обращается. Так, Вудс-Холский океанографический институт создает пул данных о биологических видах. Биологу он пригодится при анализе морфологических признаков живых организмов, а владельца ресторана, вероятно, заинтересуют сведения о миграциях рыб или ценовые аспекты.
Сотрудники компаний с помощью структур третьего порядка управляют информацией о сложных продуктах, которые создаются из одних и тех же «многоразовых» компонентов. BBC, например, компонуя теле- и радиопрограммы, фильмы, музыкальные клипы и веб-контент, создает новые продукты. Каждый материал описывается разными метаданными: телепрограмму можно разбить на сцены, статьи — на главы. BBC представляет все это многообразие в виде пула объектов, которые можно классифицировать и сочетать каждый раз по-разному для каждого проекта.
Конечно, у структур третьего порядка есть и оборотная сторона. Компании лишаются мощного инструмента влияния на потребителей. Кроме того, если каждый начнет создавать свои структуры, источники информации могут оказаться несовместимыми. Но уже сегодня нужно предоставить клиентам возможность организовывать вашу информацию в соответствии с их потребностями. Завтра такая схема станет нормой.