Среда, подходящая для инноватора | Большие Идеи
Управление инновациями

Среда, подходящая для инноватора

Елена Евграфова
Среда, подходящая для инноватора

А что мы все-таки понимаем под инновационным бизнесом? Бизнес, оснащенный по последнему слову техники, то есть внедривший у себя все последние разработки? Или бизнес, который генерирует прорывные идеи и получает все лавры и призы, положенные первопроходцам? Видимо, ответ на этот вопрос помогает ответить и на тот, которым задаются сегодня многие в России: возможна ли инновационная экономика в условиях ограничения прав и свободы личности, тотального попрания достоинства граждан?

Инновационную экономику первого образца можно построить силами безропотных исполнителей, как это было во время сталинской индустриализации. Но горизонт развития такой экономики весьма ограничен, регресс начинается в тот момент, когда уходят носители идей, продавшие стране свои разработки. Яркий пример тому АВТОВАЗ, который в момент открытия был очень современным предприятием, однако без должного инновационного развития очень быстро и безнадежно отстал.

советуем прочитать

Инновационная экономика любого сорта невозможна без творческой активности людей, не важно, на что вы делаете ставку — на изобретения или на креативное осмысление уже известных разработок. А творческая активность зависит от того, есть ли у людей право думать не так, как думает начальство, и не так, как думает большинство, — есть ли у них право на инакомыслие.

По мнению известного гарвардского профессора Говарда Гарднера, человек с творческим потенциалом, то есть человек, способный создавать в своей области нечто новое и значимое для всего общества, отличается от прочих скорее мощью своей индивидуальности, нежели интеллекта. Среди типичных черт инноватора Гарднер отмечает амбициозность, уверенность в себе, страсть к своему делу, желание оставить после себя след в истории. С легкой руки Льва Гумилева мы называем таких людей пассионариями, и в данном случае речь о пассионариях,

энергия которых провоцирует не мятежи или войны, а творческое преобразование мира.

Перед страной или компанией, заинтересованной в инновационном развитии, стоит задача привлекать и пестовать пассионариев от креативности, причем самые успешные инновационные компании мира, такие как Apple, Toyota или Procter & Gamble, сегодня делают ставку не на отдельных звезд (хотя и они чувствуют себя там превосходно), а на раскрытие творческого потенциала каждого сотрудника. Это невероятно сложная и новая задача в менеджменте. Harvard Business Review уже публиковал статьи о том, как подходят к ее решению в компаниях Google и Pixar, в этом номере президент МТС Михаил Шамолин в своей статье рассказывает о том, как построена система выявления полезных идей в этой компании. Кроме того, мы публикуем статью Лиз Вайзман и Грега Маккеона «Помогите людям раскрыться» — о том, что должен делать лидер, чтобы раскрывать творческий потенциал подчиненных.

Сколько бы мы ни спорили о том, возможно ли при тоталитарной системе добиваться выдающихся инновационных достижений, жизнь показывает, что инновационную бомбу в шарашке создать действительно можно, а инновационную экономику на основе шарашек построить нельзя. Для развития инновационной экономики необходимо уважать каждую отдельно взятую личность и создавать условия, в которых любой имеет шанс реализовать свои таланты в полной мере. Нужна система, которая не подстраивается под массу пассивных посредственностей, а пестует и вознаграждает индивидуальность и предпринимательский дух.

советуем прочитать
Что коронавирус может означать для мировой экономики
Мартин Ривз,  Пол Шварц,  Филипп Карлссон-Шлезак