Амазонки от дизайн-мышления | Большие Идеи

・ Управление инновациями

Амазонки
от дизайн-мышления

«Инновация» — это то, что помогает людям решать их повседневные, самые разные задачи, даже если они об этом и не задумываются…

Автор: Екатерина Храмкова

читайте также

Как COVID-19 изменил бизнес: семь главных трендов

Александр Тынянских

Как достичь цели без лишних потерь

Иван Кириллов

Почему настоящие лидеры должны уметь думать медленно

Мартин Ривз,  Розелинда Торрес,  Фабьен Хассан

Что делать, если вас не любят коллеги и сотрудники

Нихар Чхая

Все началось с «Кода да Винчи». Точнее началось-то, конечно, давно, но именно эта книга, а позже фильм сконцентрировали и выплеснули на человечество долго дремавшее на уровне подсознания, но задавленное веком прогресса и логики представление о том, что вообще-то женщина — это не только «друг человека»…

Так прокладывалась дорога к разговорам о «Womenomics» — усиливающейся в глобальной экономике роли женщины — как того, кто зарабатывает деньги (earner), кто умеет их тратить (consumer) и становится при всем этом интеллектуальным лидером (thinker). На этой почве отметились многие. Вот, например, Том Питерс: «микроскопическая доля женщин в топ-менеджменте — это расточительство, позор и ошибка стратегического характера. Старая экономика = сырье, базовые товары, услуги. Доминирует мужской образ мысли и мужские идеи. Новая экономика = переживания, создающие добавленную стоимость. Доминирует женский образ мыслей». А это интервью небезызвестного дизайнера Филиппа Старка Harvard Business Review: «Возможно, мужественный внешний вид интересен, если вы собираетесь на охоту за динозаврами. Для того чтобы выжить, вам необходим ум, а не сила и агрессия. Быть умным в современном смысле означает обладать интуицией, а это женское качество».

Интересно, что известный футуролог Джон Нэсбитт писал еще в начале 1990-х в «Мегатенденциях. Год 2000» о зарождающемся «десятилетии женщин в качестве лидеров». Не знаю, близки ли Нэсбитту подходы дизайн-мышления как эффективного способа разработки инновационных продуктов, учитывающих сложный контекст человеческого существования… Однако жизнь показала, что именно женщины-топ-менеджеры, естественным образом впитавшие в себя дизайнерское мышление, оказались в авангарде изменений, когда многие известные компании мира вынуждены были искать принципиально иные пути развития в условиях формирования Новой экономики. И дело здесь не только в пресловутой «Экономике эмоций» (Experience Economy), в которую оказались вовлеченными все — даже те, кто считает себя последовательным и алгоритмичным до мозга костей.

Вот мой список амазонок Новой экономики:

— Джейн Фултон Сури (Jane Fulton Suri) появилась в студии известной дизайн-компании IDEO в середине 1990-х. В то время это была организация, занимавшаяся исключительно индустриальным дизайном и поначалу позиция, подразумевавшая, по словам Дэвида Келли, «какое-то наблюдение», вызывала у всех остальных «серьезных» сотрудников по крайней мере недоумение. Однако именно Джейн стала инициатором создания подразделения, занявшегося интеграцией «человеческого фактора» в дизайн, что и помогло в свое время IDEO выйти из кризиса, стать идеологами того самого дизайн-мышления и начать консультировать бизнес не столько по поводу создания новых продуктов, сколько предлагать ему возможности создания «голубых океанов» инноваций.

— Клаудиа Кочка (Claudia Kotchka), хотя и покинула на сегодняшний день Procter & Gamble, внесла критический вклад в реструктуризацию компании и вывод бренда из кризиса, постигшего его в те же нулевые. Назначенная вице-президентом по инновациям, дизайну и стратегиям, она смогла повлиять на философию огромной компании, обращая внимание и топ-менеджмента, и руководителей самых разных уровней, что «дизайн» — это не просто «последний штрих» на долгом пути продукта от идеи до рынка. Для нее было очевидно, что «дизайн» и «инновации» — синонимы, а потому по ее инициативе в каждое подразделение компании были имплантированы дизайнеры. Так семена нового мышления — дизайн-мышления — проросли повсюду, и сегодняшняя известная инновационная стратегия развития Procter & Gamble, основанная на open source innovation, не в последнюю очередь заслуга Клаудии.

— Джозефин Грин (Josephine Green) стала директором по трендам и стратегии Philips Design также в непростые для этой компании годы. Пропагандируя дизайн как инструмент социальных инноваций, Джозефин стала одной из первых, кто обратил внимание на переосмысление роли дизайна в проектировании будущего общества и необходимости изменения бизнес-терминологии — от «consumer need» и «consumer approach» к «social need» и «social approach». Показательно, что набирающая сегодня популярность идеология создания новых продуктов вместе с потребителями этих самых продуктов — так называемое co-creation — логическим образом вытекает из мыслей и работы Джозефин Грин.

— Женевьев Белл (Genevieve Bell) является директором ведущей исследовательской группы, ставшей первой командой в Intel, включившей в свои ряды специалистов с гуманитарным образованием, дизайнеров, этнографов и других профессионалов, заточенных на интеграцию «человеческого фактора» в процессы создания новых продуктов. В свое время она, подобно Джейн Фултон Сури и Клаудии Кочке, заставила разработчиков покинуть свои кабинеты, чтобы «выйти в поле» и попытаться там найти возможности для создания инноваций и, таким образом, переосмыслить заточенный до этого исключительно на производительности чипов бизнес Intel. И, подобно Джозефин Грин, ее конек — способы построения устойчивого и инклюзивного общества, базирующегося на социальных инновациях. Показательно, что в этом году призывы переориентировать процессы создания новых продуктов с учетом подходов «дизайн-мышления», стали звучать уже и из уст высших руководителей Intel.

— Сара Бэкман (Sarah Beckman), декан факультета менеджмента технологий (Management of Technology Program) бизнес-школы Беркли. При этом она оказалась одной из первых в инженерной университетской среде США, кто обратился к теме дизайн-мышления, активно привлекая дизайнерский потенциал к совместной научно-исследовательской инженерной работе. Будучи при этом ведущим преподавателем по дисциплинам, связанным с разработкой и созданием новых продуктов (new product development), она также усиленно пропагандирует потенциал дизайна в создании социально значимых инноваций.

Что объединяет всех этих женщин? Прежде всего, бросается в глаза их общие интерес и бэкграунд — это преимущественно социальные науки с антропологическим и психологическим уклоном. И хотя ни у одной из них нет традиционного дизайнерского образования, в карьере каждой неизбежным оказывался приход в дизайн и смежные области, связанные с созданием нового продукта. При этом, попадая в «серьезные», технологически ориентированные компании, отчаянно нуждавшиеся, однако, в инновационных решениях, отвечающих вызовам нового времени, эти женщины становятся интерпретаторами, посредниками между миром людей и миром технологий. Они относятся к будущему как к объекту осмысленного дизайна и результату совместного творчества. Они верят, что путь к инновациям лежит не столько в плоскости новейших технологий, сколько в умении увидеть необычное в действиях, мыслях и чувствах обычных людей, выполняющих обыденные вещи. И, конечно, их всех объединяет способность взглянуть на мир глазами других — эмпатия для них не пустой звук, а мощный инструмент выявления возможности создания инновационного продукта, востребованного людьми. Ведь «инновация» — это не то, что привыкли делать в данной компании, что ей удается лучше других, на чем заточены ее финансовые, организационные и производственные возможности, а то, что помогает людям решать их повседневные, самые разные задачи, даже если они об этом и не задумываются…