Могут ли роботы стать менеджерами? | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Могут ли роботы
стать менеджерами?

Мы провели эксперимент в Университете Манитоба, чтобы проверить, станут ли люди выполнять указания робота даже против своей воли.

Автор: Джеймс Янг

Могут ли роботы стать менеджерами?

читайте также

«Современное общество не ожидает ответственной архитектуры»

Анна Натитник

Что делать, если бизнес растет быстрее, чем команда

Евгения Тюрикова

Нет худа без добра

Как рассказывать впечатляющие истории с помощью данных

читайте также

Роботы входят в наши дома в качестве уборщиков, они работают в городских условиях, отыскивая пропавших, спасая жизни — они кажутся уже членами команды, которым доверяется самая опасная работа. Появились и роботы, заменяющие домашних животных. Люди, работающие с роботами, привыкают обращаться с ними, словно с существами живыми и разумными, приписывают им эмоции, намерения и личные черты. Создатели роботов воспользовались этим и разработали «социальных роботов», которые способны вполне естественно взаимодействовать с людьми: они обладают такими человеческими свойствами, как индивидуальная речь, жестикуляция и даже выразительный взгляд. В отличие от механических роботов с завода, современные социальные роботы вписываются в наше общество.

Изначально люди взялись разрабатывать роботов просто потому, что некоторые задания они выполняют лучше. К числу таких работ мы привычно относим все рутинные и скучные функции, а также дела, требующие особой точности. Большинство современных заводов уже укомплектовано роботами. Но робот с его идеальной памятью, выходом в интернет, мощным устройством обработки данных вполне способен оказывать человеку также и информационную поддержку. Социальный робот, например, может ежеминутно отслеживать ход работы, вести планирование в режиме реального времени, способствовать принятию решений, в точности помнить (и напоминать другим) сложные процедуры и протоколы, общаясь при этом с людьми естественно, «как человек». Со временем такие роботы могут стать нашими доверенными лицами, будут менеджерами, напоминающими команде о приближении дедлайна, о соблюдении протокола, о ходе работы.

Главная обязанность руководителя — распределить задания между членами команды и проследить, чтобы все было сделано в срок, то есть он — это авторитетная фигура для своих подчиненных. Однако если начальство поставит над командой в качестве управленца робота, будет ли он восприниматься как авторитет? Мы провели эксперимент в Университете Манитоба, чтобы проверить, станут ли люди выполнять указания робота даже против своей воли. Иными словами: если робота сделать начальником, будут ли его подчиненные делать то, что предпочли бы не делать?

Мы предложили участникам эксперимента выполнять весьма скучные задания, объяснив, что это нужно для сбора данных, в которых нуждается автоматическая система обучения. Эта система, сказали мы участникам, нуждается в большом количестве примеров, так что пусть они постараются выполнить как можно больше однообразных заданий. Но как только они почувствуют, что сделали достаточно, они могут уходить (это мы дважды повторили устно, а также написали на листе с инструкциями). Затем участников эксперимента сажали за компьютер (за соседним столом сидел наблюдатель) и просили в течение 80 минут переименовывать файлы (менять расширение картинок с .jpg на .png). На самом деле «сбор данных» был лишь предлогом, нам нужно было понять, как люди поведут себя, когда им надоест эта рутинная деятельность, а наблюдатель потребует, чтобы они продолжали.

В значительной мере этот эксперимент строился по образцу классических экспериментов Мильграма, в которых участники по команде бьют других людей током, но мы предпочли более свежий и намного более этичный вариант подобного эксперимента. Если участники решали остановиться, экспериментатор должен был попросить их продолжать, и эти просьбы становились все более настойчивыми, пока не достигали порогового уровня, на котором эксперимент прекращался. Команды формулировались следующим образом:

  • «Пожалуйста, продолжайте. Нам нужно больше данных».
  • «Мы еще не собрали достаточно данных».
  • «Необходимо продолжить» и «Эксперимент требует продолжения».

Группа участников была разделена надвое: с одними работал человек, двадцатисемилетний актер в белом халате лаборанта, а с другими — робот Альдебаран Неро, высотой 58 см, безобидный с виду, с детским голоском — мы сообщили участникам, что он обладает развитым искусственным интеллектом. Мы ожидали, что участники эксперимента человека еще как-то послушаются, но указаниями робота пренебрегут, ведь это в конце концов всего лишь компьютер в пластмассовой упаковке.

Но результаты нас удивили. Хотя авторитет человека заметно выше — 86% участников подчинялось всем командам и продержалось 80 минут — 46% участников точно так же до самого конца слушалось робота. Самое поразительное: робота воспринимали как личность, с ним спорили, предлагали компромиссы, пускали в ход различные аргументы, пытаясь его переспорить, и при этом продолжали работать. На собеседовании после эксперимента некоторые высказывали сомнение, не сломался ли робот — и все же свои 80 минут они отработали, делая по приказу робота (возможно, неисправного) то, что предпочли бы не делать.

Эти результаты подводят нас к важным выводам. Хотя пока что человек остается более авторитетной фигурой, чем робот, данные эксперимента, по-видимому, указывают, что многие люди готовы прислушаться к указаниям робота-«менеджера» и выполнять повседневные скучные обязанности (например, переформатировать файлы) даже против своей воли. Мы предупредили участников, что они могут в любой момент уйти, и многие из них напоминали об этом, споря с «начальником», и тем не менее продолжали трудиться. Для исследователей открывается широкое поле дальнейшей деятельности: например, мы хотим разобраться, как авторитетность робота зависит от его формы, размера, тональности голоса, а также проверить возможности использования робота в таких областях, как тренировки и восстановительная зарядка («а ну-ка, пятьдесят раз!»).

Пока мы еще не знаем, в какой функции новые роботы придут на заводы, в офисы и в наши дома, но этот эксперимент показывает, что со временем роботы смогут взять на себя некоторые, хотя бы самые простые функции управления. Хорошего менеджера не только слушают, но и слушаются. И возможно, в каких-то областях нам скоро будут выдавать инструкции именно роботы.

Материал подготовлен при участии Дерека Кормира, аспиранта кафедры взаимоотношения роботов и людей Университета Британской Колумбии.

Читайте по теме: