читайте также
Работа с перфекционистом может выматывать. Замечательно работать с коллегами, если они заботятся о качестве своей работы, но перфекционисты идут еще дальше. Их безжалостные стандарты могут привести к ненужному стрессу, конфликтам и срыву дедлайнов из-за того, что они уделяют слишком много внимания деталям и не видят общей картины. Если вы попытаетесь напомнить им, что «лучшее — враг хорошего», они могут посчитать, что вы ищете легких путей.
Перфекционизм — достаточно распространенное явление, так или иначе мы все сталкиваемся с перфекционистами на работе. Можно ли сотрудничать с ними более продуктивно? Я хочу дать пять советов, составленных на основе фактов из психологического исследования перфекционизма и тревожности (именно она обычно лежит в основе перфекционизма). Если вы перфекционист, благодаря этой статье вы узнаете, как построить более ровные и прочные рабочие отношения.
Выясните, с каким типом перфекциониста вы имеете дело
По моему опыту, существует два типа перфекционистов. Уклоняющимся перфекционистам трудно приступить к задаче. Сроки выполнения работы вызывают у них тревогу, они хотят сделать все идеально и по этому медлят с началом нового проекта. С другой стороны, одержимым перфекционистам, как правило, трудно завершить задачу.
У обоих типов перфекционистов есть проблемы с расстановкой приоритетов. Им сложно распределять свое время в соответствии с тем, что наиболее важно. Также у обоих типов существует общая привычка — увеличивать масштаб проектов. Способы реагирования на эти особенности могут отличаться в зависимости от того, с каким типом перфекциониста вы имеете дело.
Тем, кому сложно начать работу, вы можете помочь, прояснив задачу и разделив ее на более мелкие элементы. Если вашему коллеге сложно закончить работу, вы можете помочь ему с расстановкой приоритетов, а также напомнить, каковы истинные масштабы задачи.
Поскольку перфекционистам часто трудно самим устанавливать разумные границы проектов, они, возможно, сочтут очень полезным, чтобы кто-то делал это вместе с ними. Если ваши отношения с коллегой основаны на уважении и доверии, такая установка ограничений может даже улучшить отношения, а не создать напряжение. Это особенно касается тех случаев, когда перфекционизм проистекает из тревожности.
Не перенимайте несбыточные ожидания
Рассмотрим такой сценарий. Ваш коллега-перфекционист хочет, чтобы вы каждую неделю обновляли контрольную таблицу на 15 колонок. При этом вам нужна таблица только на пять колонок, и на самом деле она будет использоваться лишь раз в месяц.
У перфекционистов есть свойство приравнивать время и качество, поэтому вам потребуется быть особенно вдумчивыми и дипломатичными, чтобы объяснить, почему вы не хотите тратить на тот или иной проект так много времени. Необходимо объяснить, что время на заполнение таблицы, которая не принесет особой пользы, можно было бы потратить на что-то более продуктивное для компании. Точно и подробно опишите это «что-то более продуктивное» и ясно и четко объясните, почему эти дополнительные 10 колонок не будут полезными.
Если такой разговор вызовет напряжение, не принимайте это на свой счет. Постарайтесь придерживаться мысли, что у каждого человека, в том числе и у вас, есть свои недостатки. Напряжение на рабочем месте — это нормально. Сложное взаимодействие не говорит плохо о вас или вашем коллеге как о людях. Если вы позволите себе испытывать раздражение и добавите к этой ситуации ненужный эмоциональный балласт, последствия будут скорее вредными, чем продуктивными.
Выясните, каким способом ваш коллега-перфекционист предпочитает получать обратную связь. Некоторые предпочтут электронную почту, чтобы получить возможность без свидетелей справиться с любыми первоначальными защитными реакциями. Как правило, хорошо знающие себя перфекционисты приходят к конструктивному ответу, если у них есть время на то, чтобы утихла первоначальная эмоциональная реакция на обратную связь.
Поддерживайте процессы, которые помогают команде сосредоточиться на общей картине
Основная проблемная черта перфекционизма — потеря видения общей картины. Хотя это задача лидера команды — разрабатывать процессы и удерживать внимание всей команды на ключевых приоритетах, каждый может попробовать помочь. На встречах команды вы можете задавать следующие вопросы:
— Есть ли более простой способ достичь цели?
— Можем ли мы сократить время на выполнение задач?
— Что мы теряем из-за того, что тратим дополнительное время на эту задачу вместо другой?
В проектах, где вы работаете с перфекционистом, вы также можете попробовать создать простой чек-лист. Он поможет группе оставаться организованной, уменьшит тревожность, связанную с выполнением заданий, и даст уверенность в том, что ничего не упущено. Стремление к четкому процессу принятия решений и документирование принятых решений также должны помочь вам.
Вы можете предложить использование эвристических алгоритмов при принятии решений, которые позволят всем членам команды быстро и эффективно расставлять приоритеты. Вот несколько примеров: «если возможность стоит меньше, чем Х долларов, мы автоматически пропускаем ее», или «если на завершение проекта в итоге требуется более Х часов, мы сообщим менеджеру».
Устанавливайте границы
Несбыточные ожидания перфекциониста могут непреднамеренно вызвать у членов команды такое чувство, словно их время не ценится. Возьмем для примера требовательного перфекциониста, который посылает вам огромное количество сообщений по электронной почте (каждое с отдельным вопросом или предложением), когда чувствует себя перегруженным.
У вас может возникнуть искушение проигнорировать эти сообщения или даже резко ответить на них, но вместо этого попробуйте установить границы.
Например, возможно, вы предпочтете не отвечать на сообщения, отправленные вечером или на выходных; или решите отвечать на все сообщения раз в день, но не чаще. Если в вашей рабочей группе сообщения с низким приоритетом приходят на выходных или поздно вечером, может быть, нужно установить на этот счет правило или рекомендацию для группы.
Важно понимать: если человек в команде совершает какие-либо поступки, вредящие ему самому, он вредит и остальной команде. Но устанавливая границы, вы создадите культуру, способствующую личному росту.
Укрепляйте чувство безопасности через взаимное влияние
Взаимовлияние — это система коммуникаций, при которой коллега по команде позволяет вам влиять на его образ мышления, а вы позволяете делать то же самое ему. Это важный фактор, увеличивающий чувство безопасности в любых отношениях. Если привычки перфекциониста раздражают вас, попробуйте поискать компромисс. Определите те элементы его режима работы, которые могут быть полезны, если включить их в ваш собственный режим. Если вы рассчитываете на то, что другой человек приспособится к вам, тогда вам нужно продемонстрировать, что вы готовы приспособиться к нему.
Когда люди ощущают безопасность в отношениях, им гораздо проще получать критические отзывы. Есть несколько способов помочь коллеге-перфекционисту чувствовать себя в большей безопасности. Покажите ему, что вы высокого мнения о нем и верите в его талант и способности. Перфекционистам нужно знать, что ваше мнение о них — положительное и что небольшие ошибки, например, опечатка в документе, не повлияют на вашу уверенность в них. Если перфекционист уверен в том, что вы дадите обратную связь без осуждения, ему легче преодолевать эмоциональные трудности и выполнять работу.
Динамика отношений между подчиненным и начальником будет отличаться от отношений между двумя равными по статусу коллегами. Однако для того, чтобы обе стороны чувствовали себя уверенно, необходимы элементы взаимного влияния, в том числе открытость и отзывчивость. Перфекционисты обладают множеством сильных сторон. Из них могут получиться изумительные товарищи по команде. Убедитесь в том, что вы используете возможность и стараетесь перенять их сильные качества.
Поняв некоторые распространенные привычки перфекционистов, вы сможете лучше разобраться в их точке зрения и трудностях, с которыми им приходится сталкиваться. Таким образом вы откроете путь к здоровым отношениям, в которых сможете учиться друг у друга и создавать более гармоничную рабочую среду.
Об авторе. Элис Бойес работала клиническим психологом, автор книг «Набор инструментов здорового разума» и «Набор инструментов тревожности».